Дмитрий Быков – о том, зачем и как читать русскую литературу XIX, XX и XXI веков
Поэт, прозаик и журналист ко Дню защиты детей рассказал в Петербурге, зачем читать классику. Почему смерть Анны Карениной — попытка убежать от государства, а адюльтеры в литературе — символ реформ, узнаете из конспекта «Фонтанки». Дмитрий Быков впервые прочитал лекцию в Петербурге после экстренной госпитализации, случившейся в апреле во время гастролей в Уфе. На сцене «Лендока» 30 мая литератор выглядел весьма бодро, а инцидент, который ранее сам связал с отравлением, комментировал исключительно иронично. «Человека, который траванулся какой-то ерундой ненайденной, воспринимают как жертву то ли режима, то ли рока. Я чувствую себя немного уже умершим», — отметил Быков. И перешёл к основной теме лекции — «Зачем читать классику?» «Фонтанка» прослушала выступление и делится своим конспектом. Точно так же Бог придумал эту страну, чтобы ему было что почитать. У нас есть, по большому счёту, четыре века русской литературы. В XVIII веке метасюжет ещё не прослеживается. В XIX веке он уже вполне отчётлив, и это метасюжет трикстерский. «Адюльтер в русской литературе XIX века всегда является попыткой реформ, и всегда неудачных» «У русской литературы XIX века — три главных сюжетных узла. В большой лекции об «Анне Карениной» я доказываю, что это политический и символистский роман, где описана отчаянная попытка изменить судьбу, убежать от власти государства, все переворотить и уложить заново. И адюльтер в русской литературе всегда является попыткой реформ, и всегда неудачных. «Шарашка становится главным местом действия русской литературы» «Я рискну сказать, что все главные сюжетные узлы XX века уже намечены в толстовском романе «Воскресение» — истории о том, как Катюша Маслова, соблазненная дворянином, в конце концов достается марксисту. Первый узел XX века — инцест.Фонтанка.Ру