85 лет назад, 25 декабря 1936 года, в состав Краснознамённого Балтийского флота был зачислен один из лучших минных заградителей Военно-морского флота СССР «Марти» – переоборудованная императорская яхта «Штандарт». У этого корабля была долгая и славная биография. Он был свидетелем и участником многих знаменательных событий, связывавших его с историей нашего Отечества. В 1920 году Советская Россия Военно-морского флота практически не имела. Причиной тому были катаклизмы, произошедшие с Российским Императорским флотом в период гражданской войны и интервенции. На состояние Балтийского флота существенную роль оказали и экономические трудности, обострившиеся в стране в 1918 году. Остатки Балтийского флота, большей частью в тяжёлых условиях прошедшие Ледовый поход в феврале – мае 1918 года, стояли у стенок пирсов. Экипажи кораблей были сокращены до минимума, без необходимой консервации и обслуживания они ржавели, превращаясь в груду плавающего металлолома. Учитывая эту ситуацию, Совет Труда и Обороны в октябре 1920 года принял решение по восстановлению Балтийского флота. В 1921 году Балтийский флот представлял собой внушительную силу, так как в основном сохранил корабельный состав: 7 линейных кораблей, из них 4 новейших типа «Гангут», 8 крейсеров, 9 эсминцев типа «Новик», 20 старых эсминцев, 9 новых подводных лодок типа «Барс», 2 канонерские лодки. Значительная часть кораблей после Кронштадтского мятежа была списана и к 1924 году в боевом строю Балтийского флота осталось лишь 2 линкора, 1 крейсер, 8 эсминцев, 9 подводных лодок, 2 канонерские лодки, 12 тральщиков и 3 вспомогательных судна. Одним из кораблей, участвовавшем в Ледовом походе 1918 года, была бывшая императорская яхта «Штандарт». Этот корабль, являвшийся ветераном Балтийского флота, во многом разделил судьбу своей страны и времени. В биографии корабля был и унизительный период забвения, но потом он вновь возродился и встал в строй, чтобы верой и правдой служить Балтийскому флоту и геройски защищать своё Отечество. Императорская яхта «Штандарт» была названа в честь первого русского корабля на Балтике – петровского 28-пушечного фрегата, построенного на Олонецкой верфи. Борта императорской яхты были тщательно покрыты чёрным каретным лаком. В 1918 году корабль участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота, когда, спасаясь от захвата германскими и финскими войсками, флот переходил из Гельсингфорса в Кронштадт. Корабль и его экипаж в новой ипостаси вписали яркие страницы в историю Балтийского флота.Bbratstvo.com