Пандемия сказалась негативно на торговле в целом, поэтому нельзя сказать, что кто-то из игроков сейчас чувствует себя хорошо. Тяжелее всех пришлось непродовольственному сектору – их торговые комплексы продолжительное время были закрыты, потери оцениваются миллиардами тенге, сказал в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» директор по стратегическим проектам компании Magnum Андрей Лебедев. А сетевым магазинам продовольственной торговли, которые работали, пусть с ограниченрями, пандемия обошлась очень дорого. Дополнительные расходы Magnum, связанные с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, ежемесячно составляют 150 млн тенге. В 2020 году большим спросом стали пользоваться товары отечественного производства, цены на них более привлекательные, чем на импортные аналоги, отметила в свою очередь коммерческий директор ТОО «Метро Кэш энд Керри» Наталья Мархиева. Если в 2019 году только 20-30% казахстанцев были готовы покупать продукты питания онлайн, то сейчас этот показатель вырос до 60-70%, статистика Magnum подтверждает эти цифры, заметил Андрей Лебедев. Трафик в магазинах снизился на 20-30%, а средний чек вырос: люди стараются за один раз закупить побольше, чтобы реже ходить в магазин. Кроме того, растет сегмент небольших магазинов у дома – покупателям удобнее делать покупки в шаговой доступности, чем ехать в большой супермаркет. Например, на перемещение, по времени работы – это создает сложности для розничного сектора, так как сокращается трафик в магазинах и перемещения поставщиков. Почти во всех регионах есть осознание того, что трафик лучше «растягивать»: увеличивать продолжительность работы магазинов, чтобы покупатели не собирались в большом количестве в ограниченное время», – сказал Андрей Лебедев. Доля современной розницы за этот год выросла с 30% до 35% за счет экспансии сетей (базарам и рынкам принадлежит 65% рынка), заметил эксперт. Во время локдауна продовольственные магазины и аптеки продолжали работать, хотя часто с ограничениями. «При этом мы несли и несем значительные дополнительные расходы на дезинфекцию, защитные маски, санитайзеры, бесконтактные термометры, – добавил Андрей Лебедев. Ежемесячно мы тратим порядка 150 млн тенге – учитывая низкую маржинальность продовольственного ретейла, это много. С начала пандемии мы потратили на усиление санитарных мер около 1,5 млрд тенге». «Строительство ОРЦ решит проблему дефицита овощехранилищ, снизит потери фермеров при хранении урожая – позволит их сократить на 350 тыс. тонн, то есть на 13,3 млрд тенге, пояснил он. Это позволило защититься от сезонного скачка цен на социально значимые товары: картофель, морковь, некоторые виды круп», – сказал Андрей Лебедев.Капитал.kz