Спектакль «Доходное место» поднимает вечные вопросы Волею случая подряд две премьеры Тверского театра драмы вывели на сцену не просто старые русские пьесы, а пьесы-ровесницы, написанные чуть ли не в один год: «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина и «Доходное место» А.Н. Островского. Традиция числит оба произведения по комедийному разряду, хотя автор «Кречинского» называл пьесу драмой, а «Доходное место» завершается то ли инфарктом, то ли инсультом одного из ключевых персонажей. Случайное соседство в афише двух этих названий выявило несходство подходов к постановке давних и почтенных сочинений. Понятно, что при всем уважении к классике выпускать мумии предыдущих постановок, одобренных авторами и прогрессивной критикой еще позапрошлого века, дело перспективное для воцарения в зале скуки – когда вежливой, а когда и не очень. Чтобы этого избежать, постановщик «Свадьбы Кречинского» использовал богатый набор оживления зрительского внимания – тут и фокусы, и цыганская пляска, и эксцентрические мизансцены, и дуэльные пистолеты… Автор спектакля по комедии Островского Геннадий Шапошников (главный режиссер столичного Театра на Покровке и одновременно Ростовского академического театра) пошел куда более традиционным путем. И при всем этом постановка Г. Шапошникова выглядит, на мой взгляд, современнее соседки по афише. Режиссер продемонстрировал тверскому творческому коллективу, как можно выявить современное звучание классики, ни на йоту не отступая от идей и аллюзий, которыми воодушевляло «Доходное место» зрителей-современников. Спектакль играется без многозначительных пауз, не модерато, а престо. Задав жесткий и точный психологический и смысловой рисунок каждой роли и спектакля в целом, режиссер доверился профессионализму тверских актеров и дал волю их фантазии. А актерских красок в постановке «Доходного места» использовано достаточно. Старый чиновник Юсов у Андрея Журавлева – громоздкий, громогласный при подчиненных, учтиво сдерживающий баритон при начальнике, широко «гуляющий» в трактире под плясовую из музыкальной машины (эта сцена стала украшением спектакля) – должен восприниматься персонификацией зла. Но Островский сам понимал, что Анне Павловне Вышневской в пьесе не хватило действенного начала. В тверской постановке, к счастью, Виктория Козлова не только не испугалась длиннот, но и вышла победительницей в борьбе с огромными кусками текста. Пьеса Островского пережила множество трактовок. Тверское «Доходное место» обошлось без навязчивых аллюзий, притом что современное звучание вопросов, заданных когда-то Островским, никуда не ушло.Караван Ярмарка