Применение норм права в сфере охраны культурного наследия: позиция ВС

Собственник или уполномоченный им орган, пользователь, который заключил охранный договор по сохранению объектов культурного наследия, несет ответственность за его неисполнение, а органы охраны культурного наследия обязаны запретить любую деятельность таких лиц, которые создают угрозу памятнику или нарушают законодательство, государственные стандарты, нормы и правила в сфере охраны культурного наследия. К такому выводу пришел Верховный Суд в постановлении от 5 марта 2020 по делу № 826/6522/15, передает «Закон и Бизнес». Коллегия судей Кассационного административного суда в составе ВС рассмотрела дело по иску ООО в Управление охраны культурного наследия исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации) об отмене предписания. Суть спора заключается в том, что ответчик после осмотра принадлежащих истцу домов ( «Городская усадьба Михельсона» на ул. Пушкинской в Шевченковском районе г. Киев), которые являются памятником архитектуры местного значения, составляя акт визуального обследования этого памятника, в выводе отметил, что условия охранных договоров в части сохранения объектов культурного наследия собственник не выполняет, что приводит к ухудшению состояния памятников архитектуры. Такой вывод мотивирован тем, что, как было установлено при осмотре, усадьба не имеет признаков использования и находится в неудовлетворительном аварийном состоянии. В дальнейшем акт визуального обследования служил принятию обжалуемого предписания, в котором было зафиксировано, что истец не выполняет требований охранных договоров в части содержания памятников в надлежащем состоянии, своевременного проведения ремонта и работ по упорядочению их территории, проведения реставрационных работ, чем нарушены ч. 1 ст. 24 Закона Украины «Об охране культурного наследия». Считая это предписание ответчика незаконным, истец обжаловал его в суд. В обоснование иска указал, что ответчик, принимая указанное предписание, не придерживался требований относительно формы и порядка его принятия. Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. При осуществлении охраны культурного наследия уполномоченные органы государственной власти руководствуются в своей деятельности предписаниями специального закона, а именно — Закона Украины «Об охране культурного наследия», в частности, если предметом охранных мероприятий является обеспечение сохранения характерных свойств объекта культурного наследия. Согласно ч. 1 ст. 24 указанного Закона владелец или уполномоченный им орган, пользователь обязан содержать памятник в надлежащем состоянии, своевременно проводить ремонт, защищать от повреждения, разрушения или уничтожения в соответствии с настоящим Законом и охранного договора. Согласно ст. 30 Закона Украины «Об охране культурного наследия» предписания органов охраны культурного наследия являются обязательными для выполнения всеми юридическими и физическими лицами. Таким образом, коллегия судей считает обоснованным вывод суда первой инстанции, при осмотре памятника архитектуры ответчик исполнял полномочия по соблюдению законодательства об охране культурного наследия и требований по защите, сохранению, содержания, использования достопримечательности, осуществлял осмотр памятника архитектуры и проверку надлежащего содержания и использования памятника архитектуры, а не проводил проверку хозяйственной деятельности истца. Также правильным является вывод суда первой инстанции, условий охранных договоров в части сохранения объектов культурного наследия собственник не выполняет, а это приводит к ухудшению состояния памятников архитектуры. Коллегия судей отметила, что суд апелляционной инстанции, удовлетворяя иск, допустил неправильное применение норм материального права, поскольку не применил к спорным правоотношениям положений Закона Украины «Об охране культурного наследия», который является специальным по отношению Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и регулирует правовые, организационные, социальные и экономические отношения в сфере охраны культурного наследия с целью его сохранения, использования объектов культурного наследия в общественной жизни, защиты традиционного характера среды в интересах нынешнего и будущих поколений, чем также нарушил и требования Конвенции об охране архитектурного наследия Европы. В то же время Закон Украины «Об охране культурного наследия» регулирует правовые, организационные, социальные и экономические отношения в сфере охраны культурного наследия с целью его сохранения, использования объектов культурного наследия в общественной жизни, защиты традиционного характера среды в интересах нынешнего и будущих поколений. Учитывая изложенное, коллегия судей поддержала позицию управления охраны культурного наследия по законности привлечения истца к ответственности, поскольку он нарушил условия выполнения охранных договоров в части сохранения объектов культурного наследия, что приводит к ухудшению состояния памятников архитектуры.Закон i Бiзнес
Эта новость в СМИ