Израильская модель безопасности для Украины: возможности и модификации

В последние недели, ещё в преддверии вильнюсского саммита НАТО, Западом начали продвигаться идеи разрешения украинского кризиса путём предоставления Киеву определённых гарантий безопасности по образцу американских в отношении Израиля. Новое обращение к теме происходит и в контексте анонсированной встречи по украинской проблематике в Джидде. Не имея полной картины относительно организуемого за спиной Москвы очередного переговорного трека, можно, тем не менее, попытаться проанализировать варианты приложения израильского опыта к реализации задач, решаемых сегодня США и их союзниками на территории Украины. Что собой представляют гарантии безопасности для Израиля? Нынешняя модель гарантий безопасности Израилю со стороны США — результат не столько какого-либо отдельного соглашения между странами, сколько многолетней политики по упрочению американского контроля над военным развитием находящегося в перманентном вооружённом конфликте с соседями Государства Израиль и — посредством этого — над всей динамикой региональных столкновений. В ходе такой многолетней политики имели место и соглашения о стратегическом партнёрстве, и признание Израиля основным союзником США вне НАТО, и многочисленные контракты предприятий американского ВПК. Если первый такой меморандум предусматривал $21,3 млрд военной помощи ($2,1 млрд ежегодно), то второй, заключённый в 2007 г., увеличивал этот объём до $30 млрд ($3 млрд / год), а третий, заключённый в 2016 и действующий с 2019 г. заложил уже для Израиля $38 млрд американской военной помощи ($3,8 млрд ежегодных отчислений из бюджета США). Собственно, военная помощь и является содержанием американских гарантий безопасности: США не обязаны вступать в конфликт на стороне Израиля, но должны поддерживать боеспособность его вооружённых сил за счёт ежегодного гарантированного объёма военной помощи. Помимо этого, есть и целый ряд более конкретных ведомственных форм сотрудничества (обмен разведданными, противодействие терроризму, хранение резервов американского военного оборудования, пользование израильской портовой инфраструктурой и др.) Во-первых, Украина, несмотря на свой фактический статус стратегического американского актива, мягко говоря, не дотягивает до уровня партнёра США — сопоставимого с тем же Израилем как по субъектности, так и по роли в своём регионе. Во-вторых, отношение к Украине в американском обществе трудно назвать консенсусным — всё более значимую роль играет ширящаяся дискуссия относительно эффективности расходов средств американских налогоплательщиков, выделяемых Вашингтоном на поддержку Киева. В контексте обещающей быть весьма жёсткой кампании по выборам президента действующая администрация вряд ли сможет убедить общество в нужности дополнительных долгосрочных гарантий безопасности для ещё одной далёкой страны (разные формы военного сотрудничества у США и так далеко не только с Израилем). Вполне возможно назначение другого гаранта или, скорее даже, пула гарантов безопасности Украины, которые на двусторонней основе будут нести ответственность за долгосрочное поддержание обороноспособности этой страны по аналогии с теми гарантиями, которые сами США как раз реализуют в отношении Израиля. В число таких гарантов могут попасть как страны-члены НАТО (Великобритания, Польша, страны Балтии), так и, что было бы особо выгодно для Запада в целом, авторитетные страны «глобального Юга» (из Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки). Гаранты украинской безопасности должны будут взять на себя обязательства по обеспечению регулярного финансирования (ежегодные субвенции или иные формы безвозмездных перечислений) на осуществление военных расходов Киева. Медленное, но верное снижение уровня интенсивности конфликта при незыблемости конфронтационной риторики в условиях отсутствия прогресса «контрнаступления» становится весьма предпочтительной альтернативой для всё более сковываемого украинским кризисом политического Запада. Делегирование (если не прямой аутсорсинг) превращающегося в рутину поддержания на плаву украинской военной машины более идеологически мотивированным союзникам позволит США двигаться по пути наименьшего сопротивления в преддверии своего важнейшего внутриполитического события в следующем году, и израильский кейс выступает здесь весьма удобным опытом для дальнейшего тиражирования в качестве «лучших практик» оберегаемого американского лидерства.Актуальные комментарии