Банковский рынок рассчитывает тормозной путь автокредитования. Обзор
Москва. 18 мая. INTERFAX.RU - "Никогда такого не было, и вот опять" - так можно описать ситуацию на рынке автокредитов, который в третий раз за последние 12 лет сталкивается с кризисом и одним из первых наряду с автомобильной промышленностью принимает удар на себя. Но если раньше основными причинами снижения спроса на автокредиты были ослабление курса рубля и падение доходов населения, то в этот раз к ним добавился COVID-фактор: в апреле из-за пандемии коронавируса автосалоны закрылись на карантин, что сделало невозможным привычный способ покупки машин. Весь апрель банки в срочном порядке разрабатывали удаленный формат выдачи кредитов, но это стало слабым подспорьем для сегмента автокредитов, в котором клиенту важны личное присутствие на сделке и возможность "пощупать" покупаемую машину. Участники банковского рынка осторожно оценивают перспективы сегмента автокредитования, увязывая глубину его падения со сроками окончания режима самоизоляции и скоростью восстановления экономики. Ясно одно - в 2020 году роста в этом сегменте ждать не приходится, а без расширения государственных программ льготного автокредитования динамика и в 2021 году будет удручающей. Как рынок буксовал в прежние кризисы Предкризисный 2007 год был одним из самых успешных для автокредитов, тогда каждый второй автомобиль был куплен на заемные средства. Банки повысили ставки по кредитам в 2-2,5 раза и резко сократили лимиты на автокредиты, что привело к падению рынка почти на 50%. Господдержка отрасли (продление программы утилизации старых авто и две новые программы - льготного автокредитования и льготного лизинга) в значительной степени смягчила падение рынка, особенно во втором и третьем кварталах 2015 года, позволив сохранить активность банков в данном сегменте розничного кредитования и поддержать продажи автомобилей В 2018 году рынок смог приблизиться к "докризисным" цифрам: по данным НБКИ, число проданных в кредит автомобилей составило 801,3 тыс. против 823,4 тыс. в 2014 году. Рост выдачи автокредитов, как и в прошлые годы, связан с действием госпрограмм льготного кредитования для массового сегмента покупателей. Банки на фоне обвала рубля и паники на мировых рынках показали рекордный для марта рост розничного кредитования - 1,9%. Эксперты объясняют ажиотажный спрос на кредиты со стороны населения ожиданиями роста ставок и опасениями ужесточения кредитной политики банков. "В апреле мы зафиксировали трехкратное падение как спроса на автокредиты, так и объема выдач. Первый вариант - V -существенный и резкий спад спроса на автокредиты, а потом такое же быстрое восстановление. Второй вариант - L -существенное падение спроса с его сохранением на низком уровне какой-то промежуток времени. По нашим прогнозам, падение рынка кредитования можно ожидать на уровне 25% по отношению к предыдущему году. С большой вероятностью доля льготных автокредитов будет продолжать рост, это существенная мера поддержки автобизнеса", - отмечает ВТБ.Ассоциация Российских Банков
Эта новость в СМИ