Три базовых столпа идентичности Франции

В новой беседе Юрия Романенко с Павлом Щелиным разбирается идентичность Франции. Эта тема особенно актуальна на фоне последних терактов во Франции, которые подняли вопрос отношения с исламом в Европе. Друзья! Всем привет, сёрферы, бездельники, девианты. Мы продолжаем наши стримы с Павлом Щелиным. Первый проект политической теологии – это условно традиционно христианский, это т.н. историческая Франция континентальная, которая определялась столетиями ее культурой как ведущей христианской монархией Запада. В своей массе это прямое следствие того, что именно королевство Франция, королевство Франков на протяжении фактически всей своей примерно тысячелетней истории оно развивалось именно в связи с очень тесной взаимосвязью христианской католической культуры и католической монархии. И в каком-то смысле во-первых как наследие, во-вторых как традиция французского интеллектуального консерватизма она продолжает жить и продолжает быть крайне актуальна, поскольку она в конфликте с другими двумя проектами политической идеологии, которые играют огромную роль во французской жизни. Но наиболее то, с чем так, скажем, Франция ассоциируется в наибольшей мере, то что стало ее брендом в последние два столетия, то что практически всех слушателей первая мысль о Франции - это мысль о проекте Просвещения, о проекте Великой Французской революции, о проекте этатического и проекта в определенном смысле наситического. И вот эта комбинация мыслей и родило вот этот большой французский второй проект, который воплотился в Великой Французской Революции, и развитие которого продолжалось дальше в яростном противостоянии с первым проектом на протяжении всего ХІХ французской истории. И Французская революция, марксистская революция они прямо построены на той же модели, то что мир вокруг нас несовершенен, человеческая натура по природе условно совершенна, значит руководствуясь правильными практиками, мы можем построить идеальное общество на земле, надо только избавиться от всех тех, кто условно нам мешает. Но даже и без вот этих, скажем так, радикальных мер массового террора, весь ХІХ век во Франции мы наблюдаем борьбу позитивистско-этатистского проекта с традиционно христианским. И к началу ХХ века можно сказать, что внутри Франции вот этот просвещенческий проект окончательно побеждает. И в принципе вот это триумф второго просвещенческого проекта во Франции он продолжается крайне недолго, он продолжается до Первой мировой войны и начавшейся вследствие деколонизации. Вот здесь возможно если бы Франция не была бы колониальной империей, вот этот проект идеального переустройства внутри Французской революции длился бы дольше. Надо понимать, что французская колониальная империя это был не только Алжир, война в котором далась Франции крайне тяжело и окончательно подорвала во многом уверенность в собственных военных силах, но это и вся западная Африка, не говоря уже про Индокитай, где поражение французских войск во времена антиколониальной войны также окончательно подорвало уверенность французов в самих себе. Это ценность, условно говоря, в случае Франции это культура вот этой передовой идеи величия французской нации, желание нащупать пределы индивидуальной свободы, индивидуального разнообразия, и через это достигнуть определенного идеального сообщества может быть не в рамках всего мира, но в рамках Французской республики. Ну и соответственно начинается реконструкция либо прежней идентичности, либо конструкция какой-то новой идентичности с включением элементов прежних идентичностей на базе христианства и идеи Великой Французской Революции, если брать вот такую страну как Франция. И точно так же внутри таких стран как Франция, вот этот вот вызов ислама сейчас, он европейцев точно так же поставит под вопрос – или они принимают вот этот ислам и в конечно итоге в более долгосрочной перспективе, понятно что речь не идет о ближайших годах, но в долгосрочной перспективе они соглашаются с хиджабом, соглашаются со всеми вот этими требованиями, соглашаются с его теологией, и дальше в общем-то это будет уже не светский проект Франция, не христианский проект, а поменяется очень существенно конструкция французского проекта.Хвиля