Знаменный распев впервые в истории адаптирован на современный лад

Впервые в истории музыки создана композиция древнерусского знаменного распева «Погласица», в которой стихеры и письма Ивана Грозного, а также поучительные чтения древнего монодического распева адаптированы в стиле трип-хоп трека. Композиция проекта ‘Old-Rite Harmony’ опубликована на YouTube. В случае с русскими знаменным пением этот проект является новаторским. Что же касается современных переложений духовной и исторической музыки других стран, то это направление активно развивается со второй половины XX века. В музыкальной среде хорошо известен альбом американского композитора Венди Карлос ‘Switched-On Bach’, где мелодии Иогана Себастьяна Баха исполняются на синтезаторах Moog. Российским кинозрителям также хорошо известна музыка из фильма Андрея Тарковского «Солярис», где хоральная прелюдия фа минор И. С. Баха в аранжировке Эдуарда Артемьева исполняется на отечественном фотоэлектронном синтезаторе АНС, сконструированный советским инженером Евгением Мурзиным. В начале 1990 года известный новатор в области электронной музыки Мишель Крету выпустил первый диск своего проекта Enigma, на котором скрестил электронику и григорианский распев (западная версия монодического церковного пения), который довольно неожиданно стал популярным. В 1993 ансамбль старинной музыки Sequentia записал очередной диск с музыкой Хильдегарды фон Бинген, который был назван Canticles of Ecstasy. Исполняя произведения классической и популярной музыки в стиле григорианского распева, коллектив объехал с концертами весь мир и неоднократно бывал в нашей стране. Своими переложениями старинной ирландской музыки известна певица Эния (Энья Патриша Ни Бреннан). Знаменное пение использовали в своих произведениях и русские композиторы, такие как Римский Корсаков, Кастальский, Рахманинов, Танеев, Смоленский, однако их переложения часто изменяли традиционные для знаменного пения лады, делая их малоузнаваемыми. Авторы проекта ‘Old-Rite Harmony’ утверждают, что оставили особенности русского монодического пения и погласицы насколько возможно нетронутыми, что придает звучанию композиции совершенно особый и незаурядный стиль.Русская вера