История проблемы семейно-бытового насилия весьма поучительна. Главными действующими лицами там порой выступают люди, которых мы привыкли считать образцом для подражания. Ведь не может же классик быть плохим человеком и тиранить, а тем более истязать своих домашних. На поверку оказывается, что очень даже может. Во всяком случае, именно об этом говорит история первой жены прославленного художника Ивана Айвазовского – Юлии Гревс. Пучины Айвазовского А вот адресат – сам император Александр II, к стопам которого жена Айвазовского припадает в поисках защиты от мужа. Но потом картина становится гораздо более жёсткой: «Я нередко подвергалась насилиям, следы которых были видны на всём теле и даже на лице. В припадке бешенства он другой раз схватил меня за горло... долго я носила на шее знаки от этого насилия... Неизвестно, что бы сказал по этому поводу император, – письмо к нему так и не попало. Вместо ответа он получил от императора Николая I белый платок: «Вот! Именно там решали вопрос о насилии в семье Айвазовского. Дополнив картину такими подробностями: «Ей нередко случалось получать от мужа щелчки в нос, от которых тёмные пятна расходились по всему лицу, – писал подполковник Карл Кноп шефу Отдельного корпуса жандармов Петру Шувалову. Дети иногда прятали мать свою в шкафу, чтобы оградить её от бешеных насилий мужа». Скажем, многие уверены, что тяжёлый характер и паранойя супруги Льва Толстого Софьи Андреевны послужили причиной бегства её мужа из Ясной Поляны и скорой его смерти. Нередко воспитатель, граф Ламздорф, наказывал меня тростником весьма больно прямо посреди уроков». Кстати, именно при выросшем Николае I впервые в отечественном законодательстве упоминается домашнее насилие: «За жестокое обращение с женой, особенно в случае нанесения ей ран, муж, по жалобе супруги или её родителей, подвергается наказаниям с возвышением оных двумя степенями».АиФ Беларусь