В 1969 году биограф Уинстона Черчилля Мартин Гилберт брал интервью у Эдварда Льюиса Спирса, многолетнего друга гилбертовского героя. «Даже у Уинстона был один недостаток, — признался Гилберту Спирс. — Он был слишком привязан к евреям» Гилберт М. Черчилль и евреи / Пер. с англ. В. Рыжика. М.–Иерусалим: Мосты культуры, 2017. . Если, по словам некоего остряка, антисемит — это тот, кто ненавидит евреев больше, чем это строго необходимо, то можно считать, что Черчилль восхищался евреями больше, чем элитарное британское общество полагало строго необходимым. При том внимании, которое получило сейчас наследие Черчилля в фильме «Темные времена», я решил, что стоит еще раз взглянуть на ту малоизвестную роль, которую привязанность Черчилля к еврейскому народу сыграла в критический период истории западной цивилизации. Премьер‑министр Великобритании Уинстон Черчилль. Но самое большое значение имели, наверное, два высказывания, сделанные им 19 мая по радио, потому что это были первые слова, обращенные Черчиллем к британскому народу в качестве главы правительства Его Величества. Лучшие речи Черчилля / Пер. с англ. Отметив, что сегодня христианский праздник, Черчилль привел подходящую библейскую цитату — довольно редкий для него риторический прием, — чтобы вдохновить свой народ в самый опасный момент его истории: Сегодня день Святой Троицы. Ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и алтаря. Так закончилось первое радиообращение Черчилля в ранге премьер‑министра к британскому народу. Но где же в Библии находится стих, которым завершил свою речь Черчилль и в честь которого она получила название? Черчилль мог знать их из раздела апокрифов в Библии короля Иакова. В третьей главе книги Йеуда Маккавей воодушевляет свои войска перед отвоеванием Иерусалима: И сказал Иуда: опояшьтесь и будьте мужественны и готовы к утру сразиться с этими язычниками, которые собрались против нас, чтобы погубить нас и святыню нашу. Ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни.Лехаим