Железные дороги получили на чай

Правительство разрешило им не платить дивиденды Разрешение ОАО РЖД не платить дивиденды по обыкновенным акциям за 2019 год и, возможно, в последующие годы не окажет существенного влияния на финансирование растущей инвестпрограммы монополии. Ее объем традиционно превышает прибыль ОАО РЖД по МСФО как минимум в несколько раз, а с 2026 года должен будет удвоиться из-за новых, преимущественно пассажирских, проектов. По мнению экспертов, такой перекос в инвестпрограмме в пользу неокупаемых проектов потребует либо обособления и финансирования из бюджета, либо отказа от них. Правительство, как и просило несколько лет ОАО РЖД, дало монополии возможность не платить дивиденды по обыкновенным акциям. Но и в дальнейшем монополии, возможно, выплачивать дивиденды тоже не придется: ведомствам во главе с Минтрансом поручено представить предложения по поэтапному доведению дивидендов ОАО РЖД до 50% от прибыли по МСФО, но с оговоркой, что при их расчете следует учитывать финансирование инвестпрограммы монополии в полном объеме. В минувшем году, несмотря на то что в долгосрочной программе развития (ДПР) до 2025 года закреплен постулат о выплате дивидендов только по привилегированным акциям, сохранить у себя прибыль монополии не удалось — она заплатила 72,7% чистой прибыли по РСБУ за 2018 год, или 13,4 млрд руб. (см. “Ъ” от 8 июля 2019 года). В этом году комитет по аудиту и рискам совета директоров монополии предлагал оставить в компании 90% от прибыли по РСБУ за 2019 год, или 48,12 млрд руб., разделив остаток между дивидендами по привилегированным акциям и резервным фондом (см. “Ъ” от 25 июня). Что касается последующих лет, то оглядка на инвестпрограмму сильно понижает шансы правительства хоть что-нибудь изъять у ОАО РЖД: опыт последних пяти лет показывает, что годовая инвестпрограмма монополии превосходит ее прибыль по МСФО в 3,6–44,6 раза (2017 и 2015 годы соответственно). При этом ОАО РЖД в последних материалах сообщало о резком росте инвестпрограммы в связи с учетом в ней июльского указа президента о целях развития до 2030 года и новых проектов комплексного плана модернизации инфраструктуры. Возможности финплана не позволяют монополии обеспечить инвестиции в полном объеме, говорили в ОАО РЖД: придется изыскивать тарифные источники и занимать на рынке. Формальное удовлетворение требований ОАО РЖД о сохранении дивидендов в компании не приведет к существенному пополнению источников финансирования инвестпрограммы: плановые инвестиции выше чистой прибыли всего холдинга, спрогнозированной даже в оптимистичном сценарии текущей ДПР, сформированной до кризиса, в 2,5–9 раз. Проекты ОАО РЖД можно разделить на две части, напоминает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров: те, которые включены в инвестпрограмму по критериям экономической эффективности, и те, где ОАО РЖД фактически выступает лишь агентом по реализации задач, обозначенных правительством. Сейчас, с появлением в планах монополии большого количества дорогостоящих и неокупаемых проектов, таких как ВСМ, произошло смешение двух этих категорий, говорит он, и в инвестпрограмме наметился глобальный перекос: планы строятся с фокусом на пассажирский сегмент, а доходы приносит грузовой. Возможно, полагает эксперт, в этой связи следует задуматься о разделении ОАО РЖД по видам деятельности — на инфраструктурную компанию, грузового и пассажирского перевозчика — с тем, чтобы грузовой перевозчик стал правопреемником публичного статуса компании.Коммерсантъ
Эта новость в СМИ