Потери и приобретения: что происходит с автомобильным рынком Казахстана

В 2022 году ему удалось сохранить рост на фоне сразу нескольких негативных факторов В 2022 году казахстанский авторынок показал самый высокий результат за последние семь лет – официальные дилеры реализовали 123 778 автомобилей. При этом по сравнению с предыдущими годами, когда рынок рос на 23–25% ежегодно (исключением не стал и карантинный 2020-й), темпы роста оказались скромными. Тем не менее, отмечает генеральный директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка (АМААР) Артур Мискарян, главным показателем успеха является то, что рост в принципе сохранился: на 5% по показателю продаж официальных дилеров и на 7,3% по показателю первичных регистраций. Сдерживающими факторами стали сохраняющийся во многих сегментах дефицит автомобилей, прекращение поставок с российских заводов автомобилей Toyota, Volkswagen, Renault, усложнившаяся и подорожавшая логистика. На них наложился кризис 2020–2022 годов, связанный с дефицитом полупроводников, – в этот период спрос на интегральные схемы превышал предложение на 10–30%, кризис затронул более 169 отраслей. «В феврале из-за геополитической ситуации и введения антироссийских санкций произошло нарушение логистических цепочек, логистика подорожала на 30%, поставки импортируемых автомобилей и автокомпонентов сократились или были приостановлены. Портфель «Астана Моторс», например, покинул Volvo, в то же время компания вывела на рынок бренд Changan, подписала дистрибьюторское соглашение с TANK и стала официальным дилером BYD в Узбекистане», – комментируют в компании «Астана Моторс». Среди брендов лидерство с долей рынка 27,7% в 2022 году удерживал Chevrolet с продажами 34 289 единиц (+17,8% к 2021 году). Hyundai – самый продаваемый бренд в портфеле «Астана Моторс», на его долю пришлось 61% продаж в 2022 году и 58% – в первом полугодии 2023-го. В Узбекистане в прошлом году продажи Hyundai выросли на 48,6%, до 6613 единиц. В 2021-м в Костанае состоялся запуск производства автомобилей KIA, и в прошлом году продажи бренда выросли на 48,6%, до 14 421 авто, в результате чего KIA с долей рынка 11,65% потеснил с третьего места Toyota. Lada сохранила пятое место, но продажи снизились на 21%, до 7386 единиц, – для «АвтоВАЗа» приоритетной задачей остается укрепление позиций на домашнем рынке. В сентябре 2022 года «дочка» «Астана Моторс» – компания British Motors Kazakhstan стала официальным дистрибьютором Jaguar Land Rover (JLR) в РК (ранее была дилером), так что к концу года удалось восстановить поставки автомобилей на казахстанский рынок напрямую из Великобритании. По мнению Мискаряна, свою роль в стабилизации ситуации сыграло снижение дефицита в сегменте новых авто за счет роста производства внутри страны и поставок автомобилей из Китая. Согласно имеющимся оценкам, дефицит товарных автомобилей на мировом рынке составляет 10 млн единиц», – отмечает Мискарян. По данным Бюро национальной статистики, за 2022 год казахстанские предприятия произвели 113 925 единиц транспортных средств всех типов, это на 21,9% больше, чем в 2021-м.Forbes Казахстан