Что показал 28-й кинофестиваль «Лістапад» в Минске

Насыщенная программа ММКФ-2022 продемонстрировала разворот в сторону стран СНГ и Азиатского региона, и в этом ни организаторы, ни зрители не прогадали. Заявок стало лишь больше: вместо 54 стран принять участие изъявили желание 89. В итоговую афишу фестиваля, с учетом ретроспективных показов и детского кино, вошло около 100 фильмов. Классика и ценности Слоган форума в этом году — «Истинные ценности», что созвучно объявленному в стране Году исторической памяти. Кинематографисты подошли к делу одновременно творчески и в традициях крупнейших мировых фестивалей: решили напомнить зрителям о старой доброй киноклассике, которой хватает в багаже любой национальной киностудии. На полях ММКФ прошли показы «Золотой коллекции СНГ», а также Дни китайского, российского, белорусского кино. Кому достанется Гран-при «Лістапада», узнаем 11 ноября, когда жюри под предводительством российского режиссера Дмитрия Астрахана определится с победителями в конкурсе игрового кино. Выбор непрост, в основной конкурс отобрано десять кинолент: триллер российского режиссера Натальи Назаровой «Плакать нельзя», полный метр еще одной россиянки Марии Игнатенко «Призрачно-белый», посвященный теме Холокоста, «Здоровый человек» Петра Тодоровского, китайская социальная драма «Сестра» Жосинь Инь, болгарско-немецко-хорватская лента «Мать» режиссера Софии Зорницы, индийская киноповесть «Камешки», дебютный фильм казахского режиссера Даурена Камшибаева «Зере», «Шамбала» Артыкпая Суюндукова, поэтическая притча «Без предварительной договоренности» иранца Бехруза Шоайби, а также экспериментальное кино — фильм «Избавление» режиссера из Гонконга Кельвина Шу. Специальный приз Президента Республики Беларусь «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко вручил заслуженному деятелю искусств, кинорежиссеру, сценаристу Вячеславу Никифорову. Второе: у фестиваля должен был быть международный статус. Мне трудно представить, насколько я соответствую этому символу хранителя традиций. Я скорее живой экспонат данной традиции, а подлинным хранителем является тот, кто это понял, осознал, символически укрепляет. И сердцем поддерживает это, потому что наше белорусское кино являло подлинное искусство, высокую поэзию, наша литература в лице таких светочей, как Короткевич, Быков, Адамович, Мележ, Дударев, передали белорусскому кино эпический масштаб и человечность. Победителем конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории «Лістападзік» стал российский «Колокол надежды» режиссера Александра Кулямина. Специальный приз жюри конкурса «Лістападзік» достался турецкой картине «Обруч». Но подлинным триумфатором можно назвать еще один фильм из России: детская кинолента Филиппа Абрютина «Звезды мне укажут путь» собрала самые народные награды — приз зрительских симпатий и приз детского жюри, что уже о многом говорит. — У нас молодежь может воплотить в жизнь свои самые смелые идеи, — подчеркнула известный белорусский режиссер Елена Турова.Беларусь Сегодня