Связи с Азией помогли России смягчить последствия западных санкции, пишет Asia Times. Страны Средней Азии превратились в каналы параллельного импорта и транзитной торговли. Сильнее всего "среднеазиатский эффект" сказался на импорте автомобилей и товаров химической промышленности. Но китайским автопроизводителям принадлежит особая роль в преодолении санкций, сообщает корреспондент The Moscow Post. Удар немцев и японцев по российскому авторынку был рассчитан на то, чтобы вызвать недовольство наиболее активной части населения России, успевшей "привыкнуть" к продукции ведущих автопроизводителей. После введения санкций, сообщает Lenta.ru, о закрытии заводов заявили BMW, Renault, Hyundai, Toyota и Ford. Китайский автопром оказался в центре этих перемен и, с опорой на российских партнеров, всего за год сумел перенастроить российский рынок легковых автомобилей в свою пользу, к расстройству европейских и японских конкурентов. Продажи китайских моделей резко пошли верх, появились совместные сборочные предприятия, идут переговоры о новых производствах и тех, что могут появиться взамен уже существующих, но остановленных бывшими западными партнерами. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, говоря об 11-ом пакете санкций ЕС напомнила, что ЕС запретил поставку в Россию новых и подержанных машин с объемом двигателя более 1,9 литра, а также электромобилей и гибридов. В первом полугодии 2020 года доля китайских авто на рынке России составляла 3%. По итогам третьего квартала 2022 года каждый четвертый новый автомобиль, проданный в РФ, был китайским, к ноябрю эта доля превысила 30%, а в этом году может вырасти до 40%. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, за первые пять месяцев этого года в Россию было экспортировано около 287 тыс. готовых автомобилей, почти в два раза больше, чем в Мексику, которая занимает второе место, как импортер продукции китайского автопрома. Правительство РФ также разрешило ввоз из Китая автомобилей без согласия на это некитайских автопроизводителей — так называемый параллельный импорт. Импорт автомобилей с получением Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) существовал и раньше, но с закрытием официальных каналов объемы параллельного импорта выросли. По словам губернатора Калужской области Владислава Шапша, в условиях санкций "в простое" оказались 5,4 тыс. работников автопрома. В регионе предстоит перезапустить 18 автомобильных заводов, которые частично или полностью остановлены, или ведут переговоры о возобновлении производства. Toyota решила уйти навсегда и завод перешел к "Алмаз-Антей", который будет производить электромобиль E-Neva и грузовики.The Moscow Post