Азербайджан расширяет транзит удобрений из Азии в Европу

Стремительно меняющиеся геополитические реалии в постсоветском регионе сыграли роль драйвера, увеличив перевалку через Азербайджан транзитных грузов из стран Центральной Азии (ЦА) в Турцию и ЕС. Примечательно, что на фоне энергетического и сырьевого кризисов в Старом свете массово закрываются заводы по производству удобрений. Острая потребность в азотных и иных удобрениях способствует ощутимому увеличению их экспорта из региона ЦА посредством Транскаспийского маршрута. Так, накануне ADY Container и оперирующие в Каспийском и Черном морях азербайджанские фидерные судна осуществили перевалку удобрений транзитом через порт Алят в румынскую гавань Констанца. Поставки удобрений через Алятский порт еще более возрастут в 2023 году, после ввода в строй специального терминала. Такие перспективы весьма реалистичны, тем более что проблема дефицита аграрной химии связана не только с сокращением экспорта удобрений из России и Беларуси в силу санкционного противостояния, но также сокращением их производства в странах Евросоюза. Как отмечается в докладе ВБ, цены на азотные удобрения в текущем году выросли ощутимо сильнее, чем после кризиса 2008 года, что связано с сокращением их производства в странах Европы из-за подорожания импортного сырья – прежде всего российского природного газа, служившего главным источником получения аммиака. В то же время, еще одним негативным следствием затяжного энергетического кризиса в Европе стало наблюдаемое с весны снижение объемов производства на химических предприятиях, в том числе по производству удобрений. Недавно министры энергетики стран Евросоюза провели экстренное совещание из-за энергетического кризиса и связанного с ним серьезного дефицита удобрений. В частности, обсуждается возможность уже этой осенью обнулить импортные пошлины на аммиак и карбамид, которые в настоящее время составляют 5,5% и 6,5%. Одновременно, в ЕК обсуждается возможность кратного увеличения экспорта аммиака, карбамидов, другого сырья и готовой продукции из стран, имеющих преференции при доступе на рынок ЕС и т.д. В этом плане открываются прекрасные перспективы для роста поставок удобрений на европейский рынок из постсоветского региона – государств Центральной Азии, Азербайджана. Экспорт произведенных в Сумгайыте азотных удобрений последовательно рос в течении второго квартала, и в целом в январе-июне объемы перевалили за 153 тыс. тонн, и по итогам года прогнозируется ощутимый рост внешних поставок. Львиная доля этих поставок осуществляется транзитом через Азербайджан: так, если за весь 2019 год через Бакинский морской международный торговый порт (БММТП) в Аляте было перевалено порядка 167 тысяч тонн удобрений, то только за пять месяцев 2022 года объемы возросли более чем в три раза – до порядка 558 тыс. тонн. Причем, одновременно с ростом обработки сыпучих грузов в Алятском порту, азербайджанская дочерняя структура АЖД - ADY Container и суда Каспийского морского пароходства (ASCO) расширяют транзит удобрений из региона Центральной Азии, применяя новые комбинированные схемы железнодорожно-морской доставки грузов. Данная схема обеспечивает максимальное участие в процессе грузоперевозок ресурсов АЖД и отечественного торгового флота, тем самым Азербайджан получает львиную долю доходов с транзитных операций по экспорту удобрений. В целях оптимизации управления с увеличивающимся транзитом удобрений с конца прошлого года в Алятском порту стартовало строительство специального терминала для перевалки и хранения удобрений: этот объект планируется ввести в строй к началу 2023 года, и он станет самым мощным терминалом на Каспии, способным обеспечить прием поступающих из портов Актау и Туркменбаши удобрений. С вводом в строй нового терминала уже в среднесрочной перспективе Алятский порт планирует ежегодно обрабатывать порядка 2,5-3 млн тонн минеральных удобрений. Наличие крупного терминала в Азербайджане позволит в перспективе привлечь местные и международные трейдинговые компании, способные самостоятельно закупать, хранить и реэкспортировать крупные партии удобрений в зависимости от мирового спроса и ценовой конъюнктуры.Caliber.Az