Как продвигается процесс по разгосударствлению экономики, что дает фискальная децентрализация, как изменился инвестиционный климат в Казахстане – мы попросили казахстанских аналитиков прокомментировать некоторые из ключевых задач президента Токаева и то, как они реализуются. – В рамках перехода на новую экономическую модель предстоит повысить уровень бюджетной самостоятельности регионов, заявил президент Токаев в прошлогоднем послании. Как вы оцениваете реализацию курса фискальной децентрализации? Ксения Загал, директор Центра фискальной политики АО «Институт экономических исследований»: – В сентябре прошлого года глава государства Касым-Жомарт Токаев в послании народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» поднял вопрос повышения уровня бюджетной самостоятельности регионов посредством кардинального изменения межбюджетных отношений и реализации курса фискальной децентрализации. На сегодняшний день из 20 регионов Казахстана 17 регионов являются финансово зависимыми от республиканского бюджета. Темирлан Хайбрахманов, заместитель директора Центра развития торговой политики, АО «Институт экономических исследований»: – Безусловно, за прошедший год произошли значительные изменения, которые положительно повлияли на инвестиционный климат в Казахстане. Принятые меры, в том числе указ президента «О мерах по повышению эффективности работы по привлечению инвестиций в экономику страны», сыграли ключевую роль в этом процессе. В рамках принятого указа инвестиционный штаб получил новые полномочия: право принимать обязательные к исполнению протокольные решения и разрабатывать временные постановления, которые имеют силу закона. Методика включает в себя такие критерии, как: объем инвестиций, технологичность проекта, присутствие инвестора в Fortune Global 2000, листинг на международных биржах и создание рабочих мест. Также в рамках инвестиционной политики стояла проблема недостатка и недоступности данных, что является существенным препятствием для привлечения качественных инвестиций. Потенциальный инвестор не получает полноценной информации по ключевым аспектам, важным при принятии инвестиционного решения. Органы, привлекающие инвестиции, должны «иметь под рукой» информацию касательно наличия сырья, источников доступной энергии, трудовых ресурсов, транспортных узлов, инженерной инфраструктуры, исходя из которой смогут рекомендовать инвесторам возможные места размещения производств. Государственные органы смогут проводить мониторинг реализации инвестиционных проектов, а инвесторы получать информацию и запускать проекты по принципу «одного окна». В рамках концепции предусмотрены меры для увеличения доли инвестиций в основной капитал до 23% к ВВП и привлечения не менее 150 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. Эти шаги направлены на уменьшение роли государства в экономике, привлечение инвестиций и создание более эффективного и конкурентного рынка, что в конечном итоге должно привести к устойчивому экономическому росту и улучшению благосостояния граждан и достижению задачи по удвоению ВВП. Улучшение бизнес-климата и привлечение как внутренних, так и иностранных инвестиций будут важными компонентами этого процесса. Таким образом, удвоение ВВП является осуществимой задачей, учитывая поставленные цели государства по привлечению инвестиций, строительству инфраструктуры, развитию конкуренции. 3. Концепция инвестиционной политики РК. КИП направлена на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение инвестиций в приоритетные секторы экономики и обеспечение устойчивого развития страны.inbusiness.kz