Зеленский идет на второй срок и строит сеть

Проваливаясь медийно (скандалы последнего месяца в буквальном смысле закапывают рейтинг Зеленского), команда ОПУ жестко отыгрывает ситуацию административно. На следующей неделе будет проголосован во втором чтении давно ожидаемый законопроект №4298 о местных государственных администрациях (МГА). Речь о включении механизма государственного надзора за получившим полномочия и финансы местным самоуправлением. Еще в ноябре основные стейкхолдеры законопроекта от правящей партии, гордо подняв голову, говорили о будущих «политически неангажированных префектах». Сегодня — избегают прямых комментариев. Метаморфоза, случившаяся с концепцией законопроекта в кабинетах Банковой, вывернула наизнанку нутро власти: Зеленский идет на второй срок и готов побеждать любыми средствами. Слуги Зеленского Столкновение децентрализации, которую подхватило реформаторское крыло депутатов СН, и ползучей централизации, продуцируемой офисом президента, рано или поздно должно было произойти. «Были сторонники варианта — напрямую привязывать к сроку полномочий президента и срок полномочий главы администрации, — комментировал незадолго до «диверсии» Банковой подготовленный ко второму чтению проект глава профильного подкомитета Виталий Безгин. Но не так сталося, як гадалося: «Главы местных государственных администраций назначаются на должность президентом Украины по представлению Кабинета министров Украины на срок полномочий президента Украины», — гласит перекроенная норма законопроекта. Да потому, что уже третий год СН демонстрирует опасную тенденцию: персонализацию государства в лице президента Зеленского. Но идем дальше — к еще одной, подтверждающей «дальновидность» окружения Зеленского новелле: «В случае повторного мотивированного отклонения президентом Украины поданной Кабинетом министров Украины кандидатуры президент Украины может поднять перед Кабинетом министров Украины вопрос о назначении главой местной государственной администрации другой кандидатуры, которую Кабинет министров Украины в течение 10 дней со дня повторного отклонения подает на рассмотрение президента Украины». Читаем следующую статью: «Полномочия главы местной государственной администрации прекращаются президентом Украины досрочно в случае…», — и перед нами список из энного количества пунктов, включая неправильный чих «независимого» префекта. В то время как ч. 4 ст. 118 Конституции Украины четко гласит: «Главы местных государственных администраций назначаются на должность и увольняются с должности президентом Украины по представлению Кабинета министров Украины». Задача глав государственных администраций/префектов — обеспечить надзор за законностью в деятельности местного самоуправления и не допустить феодализации страны под зонтиком децентрализации. А пока еще одно важное наблюдение: профильный комитет утвердил последнюю редакцию законопроекта еще на прошлой неделе, но вот ассоциации органов местного самоуправления (ОМС), которых вместе с Ассоциацией городов Украины (АГУ) — пять, до этого достаточно четко артикулировавшие необходимость независимого аполитичного префекта, до сих пор не проронили ни слова в защиту оригинальной версии законопроекта. Договорняк и надзор в ручном режиме, когда по команде власти (накануне выборов или в воспитательных, а чаще, бизнесовых целях) включаются силовики или аудиторы, — стабильная и привычная схема взаимоотношений местного самоуправления и Центра. Не удивительно, что в ходе обсуждения законопроекта основную борьбу ассоциации органов местного самоуправления сосредоточили на блоке будущих полномочий префекта. Поэтому появление законопроекта об ассоциациях в органах местного самоуправления, который уже рассматривали на рабочей группе в профильном комитете, — из этой же оперы: либо под правильным предлогом реформы ослабить сильную Ассоциацию городов Украины, размазав не только потенциального политического оппонента на выборах — Кличко, но и общий голос местного самоуправления.Зеркало недели