В Сургутском художественном музее действует экспозиция для незрячих посетителей

Может ли человек, потерявший зрение, насладиться живописью известных художников? Еще совсем недавно подобное предположение казалось нонсенсом. Теперь у незрячих и слабовидящих людей есть возможность «увидеть» кончиками пальцев шедевры из «золотого» фонда Сургутского художественного музея. Для СХМ новая экспозиция стала продолжением их работы по созданию доступной среды для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Первым этапом несколько лет назад стала выставка «Семь ликов ЯХа», на которой были представлены пластические копии предметов из археологической коллекции музея. Тогда же появилась идея сделать тактильные копии живописных шедевров, хранящихся в фондах музея, чтобы с ними могли познакомиться люди, лишенные зрения. Проект удалось осуществить благодаря победе Сургутского художественного музея в грантовом конкурсе «Создание тактильных копий музейных экспонатов» программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Пять шедевров На выставке «Прикосновение к искусству» представлены пять рельефных копий художественных произведений и сами подлинники картин, выполненные в различных жанрах: акварель «Скрипач» художника-передвижника Владимира Маковского, «В Константинополе» живописца и графика Мартироса Сарьяна, натюрморт Кузьмы Петрова-Водкина «Ветка яблони», картина советского импрессиониста Леонарда Туржанского «Первый трактор» и работа известного югорского художника Петра Бахлыкова «Медвежий праздник». Это всемирно известные имена: Петров-Водкин, Сарьян, Маковский. Все рельефные модели выполнены московской мастерской Ольги и Михаила Шу, которые уже много лет сотрудничают с российскими музеями и хорошо себя зарекомендовали. Примечательно, что тактильные копии живописных работ создают вручную, так что их тоже можно назвать произведениями искусства. Сначала художник-скульптор лепит модель из пластилина, затем с нее снимается силиконовая форма, и уже в нее заливают полимерный материал и получают рельефную отливку. На пластической копии нужно заровнять возможные шероховатости, а какие-то детали, наоборот, долепить или выделить специальным резцом. – Художник своим профессиональным взглядом видит то, что нужно выделить, и сглаживает то, что не несет в себе смысловой нагрузки и будет лишним для тактильного восприятия. В Сургутском художественном музее планируют продолжить проект и создать еще несколько тактильных копий картин для необычных, но таких внимательных посетителей.Сургутская Трибуна