О новых мерах, которые повышают прозрачность и исключают коррупционные риски, мы поговорили с заместителем председателя Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК Ерболатом Ибрайхановым.– Насколько прозрачен сегодня процесс контролирования субъектов естественных монополий?– По закону о естественных монополиях субъекты каждый год до 1 мая обязаны предоставлять информацию-отчет об исполнении тарифной сметы и инвестиционной программы. Субъекты вовремя сдают отчетность, и вся эта информация размещается в базе «Монополист», которая функционирует с 2019 года. В рамках формирования антикоррупционного сознания и предотвращения коррупционных рисков доступ к отчетам субъектов естественных монополий есть у третьих лиц, поэтому каждый потребитель, ассоциация, эксперты, общественники могут посмотреть полностью постатейно все, что касается тарифа, инвестпрограмм, и даже могут сравнить с другими регионами. По закону о естественных монополий в случае обращения потребителя субъект рынка обязан предоставить информацию об исполнении инвестпрограмм и тарифных смет. Принимаются ли новые меры для усиления прозрачности анализа исполнения монополистами тарифных смет и инвестпрограмм?– Данный нормативно-правовой акт предусматривает поправки, в том числе и в Закон «О естественных монополиях».После вступления в силу поправок отчеты об исполнении тарифной сметы и инвестпрограммы субъекты должны будут отправлять только в электронном виде. Новшество повышает прозрачность.В свою очередь база «Монополист» обеспечивает прозрачность и открытость процесса контроля освоения средств потребителей субъектом естественной монополии как уполномоченным органом, так и потребителями.Таким образом, наша политика в целом направлена на исключение прямого контакта с исполнителями государственных органов, тем самым исключая коррупционные риски, а также на усиление роли потребителей в процедурах регулирования и контроля за тарифообразованием.– Допустим, утверждением инвестпрограммы субъекта естественной монополии занимался только КРЕМ, теперь при утверждении инвестпрограммы целесообразность определенных мероприятий, которые заявляет монополист, будут оценивать отраслевые государственные органы. Усиливается контроль над исполнением тарифных смет и инвестпрограмм, повышаем прозрачность тарифа. Это тоже повышает прозрачность и сводит коррупционные риски к нулю.Региональные департаменты сами принимают решение без участия центрального аппарата при утверждении тарифа и рассмотрении отчетности об исполнении тарифных смет и инвестпрограмм.В целом, данные поправки – это очередной шаг к открытости регулирования деятельности монополистов.– Сколько денег за счет снижения тарифа по поводу неисполнения тарифных смет удалось сэкономить казахстанцам?– По итогам 2020 года в 2021 году мы рассмотрели отчеты субъектов рынка об исполнении тарифных смет и инвестиционных программ, ввели временный компенсирующий тариф более 300 субъектам естественных монополий на сумму около 13,3 млрд тенге, именно эту сумму сэкономили казахстанские потребители. Если по услугам, то самая большая экономия – по теплоснабжению – 6,67 млрд тенге, водоснабжение – 2,1 млрд тенге, водоотведение – 1,16 млрд тенге, электроснабжение – 1,29 млрд тенге, газоснабжение – около 2 млрд тенге. Что касается отчетов по исполнению инвестпрограммы и тарифной сметы за 2021 год, то сейчас они рассматриваются, и после анализа мы дадим дополнительную информацию.Если субъект заложил в тариф, к примеру, 100 млн тенге, но фактическое исполнение инвестпрограммы и тарифных смет составило 80 млн, то мы видим, по каким статьям затрат субъект не освоил полученные от потребителей средства.Zakon.kz