105 лет назад, в июле 1919 года, происходили регулярные, но весьма странные авианалеты на город-порт Кронштадт, ведь английские бомбы наносили главной базе Балтийского флота лишь небольшой ущерб; однако под прикрытием очередной атаки с воздуха против этой крепости на острове была проведена операция британского флота, признанная всеми специалистами, включая советских, блестяще разработанной; вот только акция имела идущие очень далеко последствия, оценить которые в полной мере помогли ставшие доступными недавно документы той поры. «Выбито около 60.000 стекол» «Первый налет на Кронштадт,— вспоминал служивший в 1919 году в Кронштадтском военном трибунале П. З. Сивков,— был совершен 23-го июня, после чего таковые были почти каждый день, а в некоторые дни по 2–3 и даже 4 раза. Объектами были: корабли, судоремонтный завод, электростанция, батапорты (устройства для запирания входа.— "История") доков, здание городской водокачки и городской пекарни». Начало налетов британской авиации не стало неожиданностью для советского военно-морского командования. Корабли британской эскадры под командованием контр-адмирала Эдварда Синклера, прибывшие на Балтику для поддержки антибольшевистских сил, вошли в порт Вентспилса 2 декабря 1918 года, а в Ревеле (Таллине) они появились 13 декабря. Так что уже вскоре командование советского Западного фронта решило принять все возможные меры для защиты Кронштадта от ударов с воздуха. В апреле 1919 года на совещании в штабе фронта крайне ограниченное число зенитных орудий «вырешили следующим образом» разделить между базой Балтийского флота и другим, не менее вероятным объектом воздушных атак: Командир британской эскадры, сменившей на Балтике первую, контр-адмирал Уолтер Кован в начале июня 1919 года смог договориться с властями получившей самостоятельность Финляндии о перебазировании своих кораблей в финские порты, а самолетов — на финские аэродромы, поближе к базе советского Балтийского флота. В других докладах называлось иное количество взятых в плен английских офицеров и наблюдался такой разнобой в описании британской операции, что входивший в Революционный военный совет (Реввоенсовет) Западного фронта и находившийся в Петрограде член Политбюро ЦК РКП(б) И. В. Сталин 19 августа 1919 года потребовал ускорить предоставление точных сведений «о подробностях нападения на Кронштадт». Детальная информация о британской атаке потребовалась еще и потому, что сразу же после ее проведения зарубежные информационные агентства, а вслед за ними радио и пресса сообщили о грандиозном успехе английского флота. Мы получили донесение от британского старшего офицера морского флота, что рано утром 18 августа произошло морское сражение в Финском заливе. При этом подчеркивалось, что британский флот потерял только три торпедных катера, но среди английских моряков было немало погибших. В то время, как наше внимание было устремлено на реявшие аппараты, к Кронштадту подошли 7 неприятельских катеров с целью нападения на флот. В «Известиях» все же признавалось, что «в Финском заливе неприятельская флотилия прорвалась в Кронштадтскую гавань», и говорилось о потоплении трех вражеских катеров. Детальную информацию о действиях экипажей торпедных катеров во время атаки на Кронштадт через непроходимый для кораблей мелкий северный фарватер, полученную тогда от пленных, сопоставили с советскими данными и подготовили мероприятия, эффективно предотвращавшие повторное успешное нападение. Но информация, полученная от пленных моряков, доказывала, что в Петрограде действовали не обнаруженные чекистами агенты британской разведки, которых перевозили на торпедных катерах из финского поселка Териоки (ныне Зеленогорск):Коммерсантъ