Шабат не для всех евреев - Большинство евреев Израиля против запрета на работу магазинов и общественного транспорта в субботу
Согласно новому исследованию, большинство израильских евреев хотят, чтобы магазины и общественный транспорт работали в шаббат, но не уделяют приоритетного внимания этим вопросам при голосовании. Как показал последний опрос израильского Института демократии (IDI), 60 % израильских евреев считают, что движение общественного транспорта должно быть разрешено в субботу по всему Израилю, за исключением районов, где соблюдающие евреи составляют большинство населения. Такое же число, 60%, также поддерживают открытие супермаркетов в районах, где большинство составляют несоблюдающие евреи. Автобусы и поезда не ходят в Израиле с вечера пятницы до вечера субботы, в соответствии с законами соблюдения шаббата ортодоксального иудаизма. Левые и светские активисты уже давно выступают против запрета на поездки общественного транспорта, заявляя, что оно непропорционально влияет на бедных, лишая возможности для поездок на выходных семьи, которые не владеют автомобилями. Разделение между израильскими евреями тесно связано с их религиозной принадлежностью, с «преобладающим сопротивлением» работе общественного транспорта в шаббат (97% против) среди ультраортодоксов и полной поддержкой со стороны тех, кто считает себя светскими (86% «за»). Эти цифры примерно одинаковы для большинства вопросов относительно взаимодействия религии и государства из опроса IDI, предполагая, что израильские евреи, вероятно, думают об этих проблемах через призму своей религиозной идентичности. Отвечая на вопрос о монополии государственного раввината на сертификацию кашрута, 63% израильских евреев хотят устранить ее – 89% светских и 70% «традиционных нерелигиозных». Почти все ультраортодоксальные евреи, 95,5%, поддерживают монополию раввината, вместе с 63% приверженцами национально-религиозного лагеря и 48% тех, кто называет себя «традиционными религиозными». Что касается гражданского брака, не существующего в Израиле, то за его введение выступают 59,5% израильских евреев, – 68% «традиционных нерелигиозных», 41% «традиционных религиозных» и только 22,5% приверженцев национально-религиозного лагеря. По вопросу призыва ультраортодоксов в ЦАХАЛ, вопросу, который осложнил последние коалиционные переговоры в мае и привел Израиль к повторным выборам, 68,5% евреев «поддерживают призыв молодых ультраортодоксов, при освобождении от этого небольшого числа выдающихся ученых, которые хотят остаться в ешивах», – сообщили в IDI. Среди светских и «традиционных нерелигиозных» евреев эти показатели составляют соответственно 79% и 70,5%, а среди приверженцев национально-религиозного лагеря – 59%. Что касается вопроса о разрешении общей молитвы представителям всех направлений иудаизма у Западной стены в Иерусалиме, то здесь только светские евреи демонстрируют поддержку большинства в 78%, в то время как все приверженцы различных религиозных течений выступают против этой идеи, ультраортодоксальные почти единодушно (98,5%), приверженцы национально-религиозного лагеря – 72,5%, а «традиционные нерелигиозные» и «традиционные религиозные» – 60% и 45% соответственно. В целом, право на общую молитву на святом месте поддерживают 51,5% израильских евреев. Опрос также дает представление об одной из причин того, что ультраортодоксальные политические партии имеют огромное влияние на религиозную жизнь израильтян: их избиратели больше заботятся об этих вопросах. Среди приверженцев национально-религиозного лагеря число отдающих приоритет вопросам религии и государства резко падает до 17,5%. Среди светских оно снижается до 11%. Национальная безопасность оказывается на первом месте среди приверженцев национально-религиозного лагеря, «традиционных религиозных» и «традиционных нерелигиозных» – 53%, 44% и 47% соответственно.Мнения