Покупатель и продавец: как соблюдать баланс интересов

Защита прав потребителей гарантирована законом, согласно которому потребители имеют право на безопасность товара, возмещение убытков, причиненных товаром и другие. Однако на практике недостаточная осведомленность граждан, а также непонимание или безразличие со стороны бизнеса приводят к тому, что зачастую эти права нарушаются. На вопросы корреспондента norma.uz ответил Павел Магай, начальник управления Агентства по защите прав потребителей. – Куда обратиться потребителю при возникновении спорных моментов относительно качества приобретенного товара? – В соответствии с действующим законодательством в случае, если потребитель считает, что ему продан товар ненадлежащего качества, он имеет право, при предъявлении товарного или кассового чека, или же гарантийного талона, обратиться непосредственно к продавцу. Продавец обязан по требованию потребителя: заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула); заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; уменьшить покупную стоимость товара; незамедлительно и безвозмездно устранить недостатки товара; вернуть денежные средства, оплаченные за приобретение некачественного товара; возместить потребителю расходы на устранение недостатков товара. При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Однако в случае взаимного согласия потребителя и продавца убытки могут быть возмещены во внесудебном порядке. – При возникновении спора о причинах появления недостатков товара продавец обязан провести независимую экспертизу товара за свой счет. Сроки проведения экспертизы товаров ненадлежащего качества обговариваются продавцом или изготовителем с потребителем. Агентство по защите прав потребителей для проведения экспертизы самых востребованных потребительских товаров разработало и внесло в Кабинет Министров проект постановления по проведению «контрольной закупки». После утверждения данного нормативного акта Агентство, как уполномоченный госорган по защите прав потребителей, будет на системной основе проводить контрольный закуп товаров народного потребления в различных торговых объектах, а также организовывать проведение лабораторных испытаний отечественной и импортной продукции. Интересы потребителей и предпринимателей имеют равную силу, поэтому Агентство в своей работе прилагает все усилия, чтобы действовать в рамках действующего законодательства и соблюдать законные права и интересы обеих сторон. Опыт развитых стран показывает, что госрегулирования в области защиты прав потребителей недостаточно, необходимо максимально развивать общественные институты. По результатам опроса установлено следующее: 70% опрошенных потребителей знают свои основные права; более половины сталкивались с нарушением своих прав; лишь 36% удалось восстановить свои права; всего лишь 26% обращались за защитой своих прав в госорганы; почти 90% респондентов обращают внимание на срок годности перед приобретением; но лишь 74% пытались обменять некачественный товар; половина опрошенных сталкивается с отказом в приеме платежей пластиковой банковской картой.Norma.uz