Психологи: в Арктике дети счастливее, чем в селах Томской области

Психологи ТГУ опросили школьников Томской области и арктических регионов в рамках исследования их субъективного благополучия и сравнили показатели. По итогам психологи сообщили, что дети Арктики чувствуют себя более счастливыми, чем их томские ровесники. Как отмечают в Томском госуниверситете, субъективное благополучие — обобщенная оценка своей жизни как единого целого, которая включает как эмоциональные, так и относительно рациональные компоненты. По словам психологов, субъективное благополучие является операциональным аналогом философского понятия счастья, а также взаимосвязанного с ним понятия качества жизни. «Субъективное благополучие и девиация находятся в обратно пропорциональной зависимости. Чем комфортнее человек себя чувствует, тем реже он демонстрирует нежелательное или опасное поведение. Девиация среди подростков, от компьютерной зависимости, вредных привычек и до детской преступности, также связана, в частности, и с тем, как дети оценивают себя в учебе, насколько они уверены в своем будущем и чувствуют ли себя в безопасности в школе и дома», — отмечают в вузе. Этой теме психологи и посвятили свое исследование. Работу проводили студенты факультета психологии ТГУ Владимир Бодур и Григорий Чемерской. «Мы взяли ряд показателей из опросника, составленного нашим научным руководителем Светланой Тюлюпо и психологом ТНИМЦ Баирмой Дашиевой, и опросили две совершенно разные группы: школьников Томской области и детей, живущих на Севере. Мы решили посмотреть, отличаются ли у них позитивные и негативные паттерны поведения. Оказалось, что школьники, обучающиеся в условиях сельских поселений и малых городов арктической полосы, в целом более благополучны, чем школьники сел Томской области», — рассказал один из авторов работы Григорий Чемерской. По словам психологов, у детей из Арктики выше показатели субъективного благополучия — чувство защищенности, четкость представлений о будущем, положительная оценка актуальной ситуации и эффективности себя в учебе. Ниже у арктических ребятишек показатели отклоняющегося поведения — суицидальные переживания, зависимости, враждебность и другие, а также показатели маркеров тревоги и депрессии — негативная самооценка, отсутствие радости и удовольствия. А для томских школьников — скорее, мероприятия по развитию общей культуры поведения, здорового образа жизни и тому подобное», — считает Григорий Чемерской.vtomske.ru