Электроакустические упражнения и Ноктюрн на торшерах

Проект Центра электроакустической музыки Московской консерватории за все время своего существования не покидал пределы Рахманиновского зала – только в начале этого года его стены несколько дней подряд сотрясали мощные звуки инструментов и разного рода девайсов. Летний сезон «Биомеханики» (а все идет к тому, чтобы проводить фестиваль дважды в год) состоялся в Электротеатре «Станиславский», где есть все условия для реализации самых грандиозных, технически сложных композиторских замыслов. Три концерта, прошедших на Основной сцене, напомнили о счастливом времени, когда Электротеатр был одной из главных площадок современной академической музыки в Москве, и все удивлялись оперному сериалу «Сверлийцы». «Биомеханика» отлично встряхнула театр Бориса Юхананова: команда композитора Николая Попова и музыканты CEAM Artists устроили очередное погружение в мир электроакустической музыки, машин, технологий. А перед каждым таким путешествием в фойе Электротеатра композитор Ольга Бочихина и музыкальный критик Ирина Севастьянова рассказывали о концепции проекта и беседовали со слушателями. Идея проведения фестиваля именно в Электротеатре проста и одновременно своевременна, ведь где как не здесь должны звучать электроакустические сочинения – к слову, перформансы, видео и свет на этой площадке смотрятся куда привычнее и эффектнее, чем в консерватории. Участники фестиваля будто бы вдохновлялись этой актерской системой Мейерхольда, своего рода переносили ее на музыкальную исполнительскую «почву» в своеобразном диалоге с мультимедиа. «Упражнения» себя оправдали – каждый музыкант выполнял на сцене множество заданий, взаимодействуя с инструментами, видео, светом, подчиняясь законам машин и приборчиков (за них отвечали инженеры и звукорежиссеры Олег Макаров, Александр Петтай, сам Николай Попов и другие). В программе нынешнего фестиваля объединились сочинения ведущих современных русских и зарубежных композиторов – тех, что уже звучали зимой, а также российские премьеры. Второй же день летней «Биомеханики» стал своего рода интермедией между крайними ее частями: петербургский музыкант Дмитрий Шубин представил импровизационный сет, а его коллега, такой же выдумщик-импровизатор Петр Айду презентовал свою пьесу «Микропластик», написанную для дисклавира. Фестиваль открыл «Ноктюрн» Матьяжа Веттля. Эта забавная пьеса для включающихся и выключающихся торшеров, которыми управляют четыре перформера, отсылала к прародителю светомузыки – Александру Скрябину и его световой концепции. Также об эволюции синтеза музыки и света заставила поразмышлять композиция Симона Лёффлера: в ней музыканты не просто находились в пространстве между люминесцентными лампами, а еще своими движениями создавали звуковые сигналы. Впрочем, была в программе и другая пьеса, которая целиком строилась на синхронизации музыкантов с live-видео. Однако квинтэссенцией и «синтеза искусств» (голоса, света, электроакустики), и театральности на грани с радикальным перформативным жестом, пожалуй, стало сочинение «Нет» композитора и сооснователя «Биомеханики» Александра Хубеева.Независимая газета