Театр балета Касаткиной и Василева показал классику русского авангарда

На прошедшем в столице фестивале “Видеть музыку” показали несколько московских спектаклей. Среди них “Жар-птица” и “Весна священная” Государственного Академического театра Классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева. “Жар-птица” и “Весна священная” Игоря Стравинского в начале ХХ века взорвали мировую балетную заводь, но на родине их тротилового эквивалента долго опасались, и балеты долгое время показывали лишь в родном театре. Все потому, что родившаяся в оттепельных шестидесятых труппа любила нестандартный репертуар и лелеяла собственный подход к известным сюжетам. Сейчас зрителям снова преподнесли авторские представления хореографов-постановщиков Натальи Касаткиной и Владимира Василева о балетном Стравинском – сказочные, почвенные, почти фольклорные. Такие были актуальны в советской оттепели с ее вегетарианскими представлениями о зле и установкой “в Советском Союзе секса нет”. Оба спектакля сделаны в одной системе координат. “Жар-птица” решена традиционно и пригодна для семейного употребления: добро противостоит злу, волшебное – земному, кокошники-косоворотки и присядка простых смертных – полетам обшитой в перья Жар-птицы. Жар-птица почти не сходит с пуантов, остра в жестах и готова в любой момент вспорхнуть в высокие поддержки. При нынешней зрительской насмотренности околофольклорными шоу в ее облике с агрессивным гримом и вострыми когтями читается азиатское представление о женском зле. Любопытно, что не избалованный техническими возможностями кочевой по факту театр не позволяет своей бездомности вилять на художественные нужды: если по ходу дела Жар-птице нужен грот и громадные летающие перья – на сцене все это будет без сносок на трудности монтажа. Вот только в “Весне священной” со Стравинским уже ничего не сделаешь. Сквозной мотив спектакля – первозданный ужас, причем не смешанный с восторгом перед животными силами природы, как в иных гуманитарных версиях вроде версии Бежара, а беспросветный, вязкий ужас перед убивающей толпой. Отесанные балетом бытовые движения перемежаются качественным дуэтным танцем с фирменными поддержками Касаткиной-Василёва.ClassicalMusicNews.Ru
Эта новость в СМИ