Ставропольский драмтеатр представил первую премьеру 179-го творческого сезона

Первую премьеру 179-го творческого сезона представил Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова. Режиссером выступила народная артистка России Наталья Зубкова, поставившая спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименной повести Николая Лескова. Произведению, написанному более полутора веков назад и охарактеризованному самим автором как история мрачная, в строгих тонах, выпала счастливая судьба быть востребованным практически на всем протяжении минувших десятилетий. Во всяком случае, отечественные театры регулярно обращаются к классическому сюжету. Вот и чуткий на веяния своего времени режиссер Наталья Зубкова явно неслучайно решила показать нам эту старую-старую историю из русской жизни. Нам, повидавшим сегодня столько всяческого хоррора стараниями разных телеканалов, лесковский триллер (именно триллером поименован жанр спектакля самим театром) вроде бы не должен открыть ничего эдакого нового, тем более что никаких таких детективных загадок тут нет, все злодейские убийства совершаются на наших глазах и расследования как такового просто нет. Главный персонаж - молодая купеческая жена Катерина Измайлова являет замечательный образец темной, совершенно неразвитой духовно личности. Трудно винить ее саму в том, какое чудовище из нее в результате вышло, но как же далека эта Катерина от своей знаменитой тезки из «Грозы» Н. Островского, восклицавшей в экстазе «Отчего люди не летают как птицы?»… Мценская леди Макбет сделалась преступницей, можно сказать, от скуки и безделья. От четко обозначенной усредненности места действия - а уездный Мценск есть самая что ни на есть средняя, то бишь типичная Россия, до расплодившихся ныне таких же скучающих и тихо звереющих при богатых папиках Катерин. Именно в их игре и реализована главная задача «русского триллера»: не через демонстрацию страшных убийств, а в нарастающем нравственном падении показать ужас распада личности. Полностью соответствует стилю спектакля и его внешнее оформление, выполненное прямо «по Лескову» - в подчеркнуто мрачных тонах, создающих гнетущее впечатление серой беспросветности. Трагический финал - только таким и должен венчаться триллер, и тут надо отдать должное еще одному творческому дуэту - режиссера и художника спектакля. Автор повести «Леди Макбет Мценского уезда» задумывал ее как очерк характера сильной женщины, поставленной в определенные обстоятельства. И у Лескова отсыл к Шекспиру в названии повести - почти прямое указание на страшную аналогию с историей английской тезки нашей «леди Макбет». Нынешней постановкой режиссер вместе с ансамблем спектакля открыла иную грань нашей поразительной классики: назвавшись триллером, старая почти «бытовая» история способна показать жуткую глубину падения человека.Ставропольская правда