Столь сложная схема межгосударственных перелетов завуалировано примирила политику и туризм, когда формально грузинские и российские самолеты не летают в Грузию, но российские путешественники от этого особо не страдают и по-прежнему в летние отпуска осваивают Черноморское побережье. А так как третья индустрия уже многие годы объявлена приоритетом и в нашем отечестве, то вначале армянские туроператоры с надеждой говорили об увеличении российского потока отдыхающих. Но большого бума не случилось, поскольку те, кто планировал отдых на морском побережье, планам своим не изменили. Поэтому для них, кроме транзитных и стыковочных авиарейсов из Армении в Грузию, были предложены варианты наземного передвижения по железной дороге или автобусными шаттлами по горным серпантинам. Впрочем, туризм может стать темой совсем другого разговора, требующего более конкретного анализа проблем и перспектив развития этой отрасли в нашей стране. Уже третьего июля премьер-министр РА Никол Пашинян на совещании правительства, посвященном вопросам развития гражданской авиации Армении, отметил, что стратегической задачей должно стать возрождение армянских авиакомпаний, которые будут конкурентоспособными на рынке. А это соответственно требует "обсуждения проекта концептуальной программы" развития гражданской авиации Армении. То, что из Армении и в Армению должны летать самолеты с флагом нашей страны, у меня не вызывает никаких сомнений. Мы должны быть уверенными в том, что в результате принятых решений и политики у нас не повторится ситуация с перевозчиками "Армянские авиалинии" или "Армавиа". Нам важно существование армянских авиакомпаний, которые будут конкурентоспособными на международном авиационном рынке", – отметил он. Пожалуй, впервые за последние несколько лет о возрождении отечественной гражданской авиации на вершине политического олимпа заговорили столь громко и внятно. Но как показывает практика, не найдя господдержки, у нас поочередно банкротились "Армянские авиалинии", "Армавиа", "Эйр Армения". А относительно недавний приход на армянский авиарынок компании "Армения" остался почти незамеченным. Сегодня, по словам председателя Комитета гражданской авиации Армении Татевик Ревазян, пока только ведутся переговоры по данному вопросу. Также не лишне заметить, что международная практика скидок базовым авиакомпаниям за предоставляемые услуги по-прежнему отсутствует, а стоимость аэропортовских слуг в Армении остается самой высокой в регионе. Уже в 2020 года два лоукостера готовы прийти в Армению", – отметила она на недавней пресс-конференции. Или недавний пример по Сирии, когда гражданские летчики "Армавиа" вывозили из воюющей страны наших соотечественников, в то время как все зарубежные авиакомпании категорически отказались летать туда. Что касается реального состояния армянской авиации, то в целом три не очень новых самолета от двух армянских авиакомпаний – не слишком большой набор в пользу альтернативных решений. Во всяком случае, неофициальный титул компании – "национальный перевозчик" – позволял нашим соотечественникам гордиться тем, что в международном небе летали борта с флагом Армении и именами великих армян.Ноев Ковчег