Кибермошенники обманывают людей в интернете или по телефону. У них множество легенд и способов похитить у человека деньги. Они убеждают граждан назвать секретные данные карты или самостоятельно перевести средства на чужой счет. Как банки защищают своих клиентов от телефонных аферистов и в каких случаях украденные деньги можно вернуть? Об этом «Оренбург Медиа» рассказал управляющий Отделением Банка России по Оренбургской области Александр Стахнюк. – Александр Васильевич, с 25 июля вступил в силу закон, по которому банки в некоторых случаях обязаны возвращать клиенту похищенные деньги. – По новому закону банк обязан возместить похищенные деньги в том случае, если не приостановил на два дня перевод или не отказал в повторной операции клиента на счет получателя, сведения о котором находятся в специальной базе данных Банка России. Банк России с 2018 года ведет базу данных «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента», она формируется на основе информации, полученной от банков и операторов платежных систем, и содержит большое количество параметров – уникальных идентификаторов, в том числе данные о совершенных операциях, о плательщиках и получателях денежных средств. Вот такие операции теперь банки должны будут предотвращать. – В каких-то еще случаях банк приостанавливает перевод клиента? – Да, банк обязан проверять транзакции своих клиентов на признаки мошенничества, включая совершение переводов, которые они делают под влиянием злоумышленников. Банк России определил шесть основных признаков мошеннических операций, при выявлении которых банк обязан на два дня приостановить перевод денег или отказать клиенту в совершении операции. Так, банки не должны допускать переводы, если выявлена нетипичная для клиента операция, к примеру, переводится очень большая сумма или зафиксированы слишком частые переводы. Также банки обязаны учитывать данные, поступившие от других организаций о мошеннической операции. – А если человек будет настаивать на переводе, хотя в банке ему скажут, что это мошеннический счет? – Даже если клиент настаивает на переводе или пытается совершить его повторно, банк должен приостановить операцию, если сведения о получателе средств содержатся в базе данных Банка России. – Банки и до принятия закона противодействовали мошенническим операциям, у них есть для этого собственные антифрод-системы. И дополнительные компенсационные резервы для возврата клиентам похищенных мошенниками средств банкам тоже не нужно формировать, так как сейчас уже действует механизм резервирования капитала на случай реализации операционных рисков. – По новому закону банки обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию так называемым дропперам – людям, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег… Учитывая, что информация направляется всем кредитным организациям, дистанционные операции по счетам дроппера будут приостановлены во всех банках.Orenburg.media