Немалое оживление в российском обществе вызвало решение правительства переименовать реку, протекающую через город Салехард, административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа. Из Шайтанки река стала Преображенкой. Соответствующее распоряжение 18 марта подписал премьер-министр Михаил Мишустин, а инициатива принадлежала местному Законодательному собранию. Перед этим обращение в городскую думу направила группа историков и краеведов. Общественники писали депутатам: «На берегу реки формируется духовный центр Салехарда – достраивается православный кафедральный комплекс, действует соборная мечеть города, и самое время уйти от двусмысленного имени реки». Духовный центр, о котором идет речь, – это прежде всего храм Преображения Господня, в честь которого, надо полагать, река и получила нынешнее название. Исходя из этого обстоятельства, соседство православного храма с рекой, имеющей мусульмано-тюркское происхождение, должно восприниматься индифферентно. Ведь не на какой-нибудь реке Чертовке или Бесовке стоит собор. Если есть негативная для мусульман коннотация, то и у православных активистов топоним в один прекрасный момент начинает вызывать антагонизм. Между тем решение назвать реку Преображенкой тоже вызывает вопросы. Оно отсылает к XVIII–XIX векам, когда господствующая в Российской империи синодальная православная церковь вела широкую миссионерскую деятельность среди народов, населяющих Зауралье и приполярные территории. Первая часть слова Сайтанка – сайт – легко обнаруживается в мансийском языке и означает «толк, толковый». «НГР») Шайтанка можно трактовать как «толковая река, по которой желательно передвигаться», она удобна для прохождения, подхода по ней к легко проходимому перевалу», – делает вывод автор статьи. В качестве аргумента «дешайтанизации» реки стало наличие мечети, но почему река названа теперь в честь православного храма? «В связи с разгоревшейся на общественных площадках города дискуссией о переименовании реки Шайтанка национально-культурная автономия ханты Салехарда «Пулнгават» считает необходимым принять участие в обсуждении данной инициативы и высказать мнение членов автономии. Тем более на фоне того, что советские топонимы остаются «священной коровой», хотя многие из них названы в честь деятелей, в равной степени искоренявших духовные традиции всех народов России.Независимая газета