Нестандартные дети: как распознать девиации и принять диагноз

Для каждого родителя его ребенок — всегда особенный, отличающийся от других. Но уникальные генетические признаки дарят сыновьям и дочерям не только красивую внешность, темперамент, талант: вместе с определенным набором хромосом некоторые из них наследуют психические или психофизические особенности, с которыми им предстоит жить. Что значит быть матерью или отцом нестандартного ребенка? Как научиться взаимодействовать с ним? И можно ли помочь малышу справиться с требованиями социальной среды, детского сада, школы? Сегодня наш собеседник — профессор кафедры психологии, доктор психологических наук, доцент Алексей Поляков. — Алексей Михайлович, давайте сразу определимся с терминами: что значит психические, а что — психофизические особенности ребенка? В большинстве случаев, когда говорят об отклонениях в психическом развитии, предполагается, что у девиации есть какая-то органическая основа: как правило, это дисфункции мозга. В частности, у врача часто нет возможности обнаружить отклонения, особенно когда речь идет о легких формах заболевания. Что касается психофизических особенностей, здесь установить диагноз несколько проще, поскольку есть определенные симптомы того или иного отклонения в развитии. В этом случае тоже затруднительно поставить конкретный диагноз. — Если даже специалистам это сделать непросто, можно представить, каково родителям. Или же его поведение — результат имеющихся отклонений в развитии? Есть примеры, когда родители детей с аутизмом или другими отклонениями в развитии начинали догадываться о том, что с их сыновьями или дочками не все в порядке, только в начальных классах школы. — После того как врач поставил маленькому пациенту диагноз, для семьи наступает один из самых сложных в психологическом плане этапов: родителям нужно свыкнуться с мыслью, что теперь они растят нестандартного ребенка. — Какие ошибки чаще всего совершают родители нестандартных детей?Беларусь Сегодня