В очередном выпуске цикла передач «Размышления» Орхан Амашов критически оценивает практическую ценность того, что потенциально, но необязательно, может быть подписано между Азербайджаном и Арменией в определённый момент до или в течение ноября 2024 года. Азербайджан и Армения далеки от заключения полноценного мирного договора. То, что они могут потенциально, но необязательно, подписать до или во время COP29, будет предварительным или рамочным соглашением. Такой документ никогда не воспринимался как средство, способное положить конец всем спорным вопросам между сторонами; его основная функция – быть соглашением о мире и нормализации, закладывающим реальную основу для будущего всеобъемлющего договора. Так что в некотором смысле мы всегда знали, что предварительное соглашение будет лишено конкретики и повлечёт за собой некоторую допустимую расплывчатость. Если быть кратким, оно должно нести в себе практическую ценность. Что касается принципа взаимного признания, уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга, то первые три из пяти базовых принципов, предложенных Баку в марте 2022 года, которые затем были приняты Ереваном, затрагивают некоторые из ключевых основ, и они в той или иной форме будут включены в соглашение. Однако вопрос о территориальных претензиях к Азербайджану, зафиксированных в Конституции Армении, всё ещё находится в подвешенном состоянии. Кроме этого, возникает вопрос о де-юре роспуске Минской группы ОБСЕ, которой когда-то было поручено продвигать международные посреднические усилия по достижению урегулирования путем переговоров между Азербайджаном и Арменией. Минская группа была смертельно ранена в ноябре 2020 года, когда Азербайджан восстановил свою территориальную целостность военным путём. Для этого Баку и Ереван должны совместно подать заявку на её роспуск. В ответ на запрос Армянской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода Министерство иностранных дел Армении заявило: «(Мы) можем рассмотреть вопрос о продолжении Минского процесса в контексте всеобъемлющего урегулирования отношений и, в первую очередь, заключения мирного договора». Из этого следует вывод, что Ереван считает, что Минская группа ОБСЕ не только не должна быть распущена до заключения рамочной сделки, но даже некоторое время после этого, теоретически не исключает возможности для её восстановления. Для Баку это означает, что Армения все ещё не отказалась от своих территориальных претензий на Карабахский регион Азербайджана, что усиливает недоверие Баку к другой стороне. Хотя рамочная сделка не должна была затрагивать этот вопрос в полном объёме, а только в его основных контурах, очевидно, что, поскольку Баку и Ереван не договорились даже о самом главном принципе, которым должен руководствоваться процесс, исключение этой темы из проекта текста было сочтено более практичным, чтобы не усложнять заключение первоначального соглашения. В связи с этим Баку и Ереван могут исключить соответствующее положение и из текста рамочной сделки. По большому счёту, Азербайджан и Армения потенциально могут подписать соглашение, имеющее символическое значение, однако реальную практическую ценность данного документа ни в коем случае не стоит переоценивать.Caliber.Az