Какие риски казахстанцы страхуют чаще всего

– Марина Алексеевна, 2020 год был довольно сложным и для экономики, и для бизнеса, и для граждан Казахстана. Как пандемия отразилась на самом массовом классе – автостраховании? Последствия пандемии коронавируса оказали больше положительное влияние на казахстанский рынок автострахования, чем отрицательное. Добровольное страхование автокаско по объему собранных премий выросло на 7%, до 28,0 млрд тенге, причем 50,2% от объема собранных премий приходится на Алматы, следующий по сборам премий идет Нур-Султан с долей 10,5%. Обязательное страхование ГПО автовладельца (ОГПО ВТС) показало прирост по премиям на 6%, до 81,1 млрд тенге, где опять же первенство за городом Адматы – 28,5%, далее следует Нур-Султан с долей в 8,1%. Причины роста объемов автокаско связаны с ажиотажным спросом на новые автомашины в начале года, когда перед блокировкой многие автосалоны распродали все остатки на складе. Поскольку большая часть новых авто была приобретена казахстанцами в кредит, то становятся понятны драйверы роста сборов премий по автокаско, поскольку такая страховка является обязательным требованием кредитного института при оформлении займа. Блокировка в течение двух месяцев и последующие отдельные ограничения на передвижение автотранспорта привели к общему снижению убыточности как добровольного, так и обязательного автострахования. – Отрасль страхования жизни в Казахстане уверенно наращивает объемы, так, в 2020 году доля премий отрасли в совокупном портфеле составила 40,3%. За пандемический год основным драйвером роста стало добровольное страхование жизни, сборы премий по которому выросли на 27%, до 97,6 млрд тенге. Нужно отметить, что этот класс стал вторым по сборам премий после добровольного страхования имущества, которое традиционно занимает первое место. По сравнению с банковским кредитованием пандемия, как можно было бы предположить, не вызвала у населения ажиотажного спроса на страхование жизни, поскольку из-за неопределенности последствий пандемии страховщики ограничили риск роста убыточности этого класса сублимитами или исключениями, что опять же не в пользу страхователя. Выплаты страховщиков по страхованию жизни от собранных премий составили всего 4,5% (4,4 млрд тенге), что частично можно объяснить длинными договорами по накопительному страхованию, но при этом страховщики выплатили агентам (в числе которых также и банки) 43,4 млрд тенге, или 18,3% от доходов от страховой деятельности. Именно из-за этой особенности в прошлом году сборы премий медицинского страхования упали на 7%, до 31,7 млрд тенге, поскольку для работодателей в приоритете, скорее всего были другие вопросы. Подтверждением тому служит и снижение страховых выплат на 11% по сравнению с предыдущим годом, а также убыточности медицинского страхования на 3%. Но эта тенденция обусловлена исключительно условиями, которые сложились из-за карантинных мер и отложенным спросом на медицинские услуги, поскольку застрахованные в целях снижения риска заразиться, откладывали посещения врача или другие плановые обследования или операции в целях личной безопасности. Сборы премий по добровольному страхованию туристов сократились на 54%, а сборы по обязательному страхованию туристов просели на 50%. – Расходы на добровольное страхование никогда не были приоритетом наших сограждан, скорее страховка воспринимается как пустая трата денег. По большей части страховщики предлагают «коробки» со стандартным покрытием или «продуктовый конструктор» из которого страхователь может что-то для себя выбрать, а когда речь идет о персональной оценке риска и персонифицированных продуктах или программах страхования, то тут страховщики начинают «буксовать». Уже много лет казахстанский рынок обозначен как рынок со значительным потенциалом розничного добровольного страхования, но до сих пор этот потенциал не реализовался. А поскольку страхование – это прямой бизнес страховщиков, то и начинать они должны с себя, а не ждать, когда «созреет клиент» или кто-то (возможно, в лице государства) сформирует у граждан страховую культуру.inbusiness.kz
Эта новость в СМИ