Качество жизни измеряется в России только наполовину

Российские министры, депутаты и другие чиновники проводят в Санкт-Петербурге «форум стратегов», где выясняют влияние государственных программ и проектов на качество жизни населения. При этом они подходят к измерению качества жизни в РФ по стандартам мирного времени, то есть без учета опасности попасть на фронт или под обстрел, без учета последствий изоляции России со стороны Запада, а также без учета нарастающей неопределенности. Стратегические планы РФ не требуют сильной переработки, они легко подправляются с помощью тактических программ поддержки бизнеса и отчасти населения, считают российские государственные стратеги. При этом половина улучшенных государственных программ оперируют малозначимыми показателями, которые не вели бы к повышению качества жизни россиян, даже если оставить за скобками конфликт в Украине. Стратегии эпохи турбулентности – такая тема заявлялась главной на проходящем в Санкт-Петербурге двухдневном юбилейном «Форуме стратегов». Система стратегического управления в России позволяет гибко реагировать на текущие и потенциальные вызовы, заявил на форуме министр экономического развития Максим Решетников. По его словам, за последние три года правительство сформировало культуру сочетания оперативных и стратегических решений, реализовав несколько оперативных планов – по адаптации экономики и восстановления занятости в условиях распространения коронавируса, в феврале-марте 2022-го – план первоочередных мер по повышению устойчивости экономики в условиях санкций, а сейчас выполняется план поддержки экономики в условиях частичной мобилизации. «В ходе стратегических сессий выделены основные приоритеты, рассмотрены сценарии развития до 2030 года, с учетом этого формировался федеральный бюджет на 2023–2025 годы, уточнены многие программы и федеральные проекты», – сказал он. Все госпрограммы, через которые реализуются национальные проекты, должны ориентироваться на конечные общественно значимые, социально-экономические эффекты, которые работают в интересах населения. Они должны формироваться по верхнеуровневым показателям на конечный эффект, отражая рост качества жизни населения с точки зрения уровня жизни, безопасности, снижения смертности, качества образования и так далее, отметил Кудрин. В предыдущем списке показателей (которых было около 400) только 22% были верхнеуровневыми, а в новых программах таких показателей – 50%, сказал он. «Это означает, что не выполнили рекомендацию самого правительства – в том, что 100% показателей госпрограмм должны быть ориентированы на конечный эффект», – добавил глава контрольного ведомства. Счетная палата с помощью своей новой методики оценки госпрограмм выяснила, что в предыдущем их поколении у 53% показателей динамика не повышается. Необходимо увеличивать фонд дотаций на выравнивание регионам, дать им больше свободы, сократить количество «окрашенных» субсидий, считает Кудрин. Планирование ради планирования, а не ради конечных показателей, таких как безопасность, здоровье, продолжительность жизни, сохраняется в РФ во многом в силу исторических проблем, считает эксперт. И кто при таком разделении должен отвечать, например, за такой конечный показатель, как повышение безопасности плавания на внутренних водных путях?Независимая газета