Самолеты «Ил» в ЦАГИ: яркие моменты общей истории

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») на протяжении всей своей истории принимал участие в создании летательных аппаратов конструкторских бюро, имеющих мировую известность. Среди них – ОКБ имени С.В. Ильюшина (сейчас – Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина), который в январе этого года отмечает 90-летие. Начало истории ОКБ пришлось на предвоенные тридцатые годы, когда развитие советской авиационной промышленности набирало обороты. А в годы Великой Отечественной войны поистине легендарным детищем Сергея Ильюшина стал штурмовик Ил-2, самый массовый боевой самолет в истории авиации, получивший прозвища «летающий танк» и «черная смерть». В ЦАГИ этот самолет прошел серию аэродинамических и прочностных исследований, причем как в период проектирования, так и в ходе дальнейшей эксплуатации. Например, крыло Ил-2 благодаря ученым института получило небольшую стреловидность, чтобы сместить центровку вперед и не дать летчику возможность выйти на большие углы атаки. К слову, до этого на Ил-2 часто пикировали, что создавало перегрузки, способные разрушить самолет. В победном 1945 году в небо поднялся Ил-12 – первый гражданский самолет марки «Ил». В частности, были выполнены исследования различных форм крыла. В итоге Ил-12 получил крыло большого удлинения и умеренного сужения с безотрывным обтеканием концевых частей. Как один из самых надежных и долговечных зарекомендовал себя Ил-18, четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет. ЦАГИ активно работал по линии создания Ил-18 – в институте именно для его испытаний был построен гидробассейн. Начало 1960-х годов ознаменовалось созданием Ил-62 – первого советского реактивного межконтинентального пассажирского самолета. В частности, в институте проходили исследования натурного самолета с имитацией полного спектра нагрузок – благодаря этому удалось заранее установить очаги усталостных разрушений и обеспечить прочность конструкции. Исследования в аэродинамических трубах института позволили отработать компоновку Ил-76, оптимизировать параметры крыла, расположение горизонтального оперения и гондол двигателей. Первый серийный широкофюзеляжный самолет Ил-86 – еще один пример плодотворного сотрудничества института и ОКБ. В частности, центр авиационной науки предложил умеренные толщины классических профилей при среднем удлинении крыла и стреловидности, что обеспечило требуемые характеристики.ГОРОД Жуковский
Эта новость в СМИ