Школа: бери пример с Финляндии

Дайджест по материалам прессы Международные сравнительные исследования образовательных достижений учащихся регулярно выводят Финляндию в мировые лидеры по уровню среднего образования. Финские учащиеся особенно умело находят нужную информацию, критически оценивают ее и последовательно излагают свои суждения. Легко обращаются с различными текстами, анализируют и размышляют, любят читать, применяют эффективные стратегии чтения. Грамотные. Показывают умение решать сложные математические задачи, требующие развитого мышления. Ставилась цель создать такую систему, которая обеспечила бы каждому ученику равные возможности получить базовое образование независимо от его способностей, места жительства, языка и обеспеченности родителей. Финны доверяют полиции, суду, чиновникам, ученым, учителям. Как часть демократии в Финляндии укоренилась концепция «меритократии», когда положение человека в обществе зависит не от того, кто у него родители, а от личных достижений. Благодаря доверию между руководством системы образования и школами реформы стали делом самих учителей. «Образованную нацию нельзя создать насильно», «нужно прислушиваться к учителям и ученикам, для движения вперед требуется активное сотрудничество с ними». Финские учителя обладают большой свободой в разработке методов преподавания, а центральные власти практически не вмешиваются в повседневную жизнь школ и учебные программы. В самой крупной школе учатся 960 учеников, в самой маленькой – 11. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. В Финляндии учителей уважают, но не боготворят, не заваливают цветами на праздники, к ним редко ходят в гости после окончания школы. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе). Подготовка финских педагогов включает множество курсов по методам преподавания и исследовательский компонент – будущие учителя самостоятельно разрабатывают новые методики, а затем в течение года проверяют их на практике в школах, сотрудничающих с университетом. Особый акцент при подготовке педагогов делается на том, как варьировать методики преподавания в зависимости от способностей и потребностей учеников. В Финляндии репетиторство отсутствует, учителя добровольно дополнительно занимаются с учеником во время урока или после него; – коррекционное обучение связано с непониманием неродного финского языка, на котором ведется обучение, сложностями с запоминанием, с математическими навыками, с асоциальным поведением некоторых детей.Ежедневный журнал