Япония: как слабеют обычаи корпоративных выпивок и почему это беспокоит власти

Японцы всегда терпимо относились к алкоголю и даже к тем, кто слегка перебирает выше нормы. Молоденькая актриса запросто может в интервью признаться, что любит выпить. Популярности политических деятелей временами даже помогают слухи о том, что они с удовольствием прикладываются к спиртному — это, мол, сближает с немалым количеством избирателей, которые сами регулярно употребляют алкоголь. Кажется, даже премьер-министр Японии Фумио Кисида вовсе не протестует, когда в газетах упоминают о его способности немало выпить без особых последствий. Пьянство ради карьеры Япония до середины прошлого столетия во многом была страной трудолюбивых и небогатых крестьян-рисоводов, которым в череде будней было не до алкоголя. Крестьянский быт ушел в историю, японцы переселились в крупные города с современными производствами и кварталами офисных билдингов, но прежнее терпимое отношение к алкоголю осталось. Более того, оно еще более укрепилось в рамках новой корпоративной культуры, основанной в первую очередь на различных методиках сплочения трудовых коллективов, создания в них доверительной, почти семейной обстановки. В компаниях устраивались массовые физзарядки по утрам во главе с начальством, совместные поездки на экскурсии, применялись другие технологии, и особое место среди этих ухищрений заняли почти обязательные регулярные коллективные выпивки после работы. По потреблению алкоголя Япония вырвалась в группу лидеров, а подвыпившие служащие стали обычным зрелищем в поздних электричках и вагонах метро. Жены ругаться на регулярное пьянство мужей морального права как бы не имели, ведь это делается ради карьеры, ради семейного процветания! Однако благостная картина массового японского обычая выпивать стала серьезно меняться в нынешнем столетии, и на то были основательные причины. Таким образом, по информации Министерства сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства страны, потребление алкоголя в Японии уже сократилось с условных 100 л на человека в 1995 году до 75 литров в 2020 году. По мере отступления коронавируса потребление алкоголя в Японии слегка стало возрастать, но, как полагают эксперты и обыватели, оно уже не вернется на прежний уровень. Новых данных по потреблению алкоголя в Японии за последние два года найти не удалось, но, думаю, о продолжающемся снижении интереса к этому обычаю говорит то, что, пытаясь спасти положение, национальное Налоговое управление летом 2022 года даже объявило конкурс на креативные способы привлечения молодежи к большему употреблению спиртного. Обычаи золотой поры японского корпоративного пьянства сходить на нет пока все же не собираются.ТАСС