На переднем крае: как российские школьники делают первые шаги в науке

В Год науки и технологий Министерство науки и высшего образования России внесло новый законопроект. В нем предлагается закрепить статус «молодой ученый» за исследователями до 35 лет и предусмотреть для них различные меры поддержки – гранты, стипендии, жилье. Пока государство решает, создавать ли такой правовой статус, давайте посмотрим, есть ли в образовательном пространстве проекты, в которых могут себя проявить потенциальные «молодые ученые». Несколько таких программ реализуют в Кружковом движении НТИ. Пусть и пока школьники не делают выдающихся научных открытий, но у них всё впереди. В декабре 2020 года «Практики будущего» Кружкового движения НТИ и Группа ЧТПЗ совместно провели онлайн-программу BioCamp. За время смены команды школьников из 7 регионов России под руководством своих учителей и кураторов провели 135 экспериментов, создали 13 исследовательских и 14 прикладных финальных проекта. На четырех направлениях программы перед участниками стояли очень разные задачи: одни погрузились электронику и собирали полиграф, другие разбирались с биоинформатикой синтеза капсаицина – для чего им пришлось, кроме всего прочего, выделять в лабораторных условиях капсаицин – вещество, «отвечающее» за жгучесть перца. Но часто им бывает сложно: биоинформатика требует очень много информатики. Школьникам иногда не хватает базовых навыков работы с компьютером, но радость, когда все получается, обычно перевешивает сложности в процессе работы. Мероприятий, где школьники и студенты могут заниматься наукой, не так много. Другим проектом «Практик будущего» с сильной научной составляющей стал Baikal.Hack – хакатон, где школьники анализировали гены бычков, обитающих в озере Байкал, и писали по итогам исследования научные статьи. Уже сейчас ученые отредактировали ДНК человека, и он родился без ВИЧ, мы уже можем строить вирусы, которые в сотни раз опаснее обычных, и уже используем вирусы в качестве доставщиков вакцины. Биоинформатика как одна из областей биологии не требует больших вложений денег или специального оборудования: большая часть программного обеспечения лежит в открытом доступе, все данные можно скачать и т.д. Но здесь высокий порог входа: обычно нужно работать с «Линуксом», программировать, хорошо разбираться в информатике и много-много читать технические документы на английском. На турнире команды школьников, прошедшие отборочный этап, решали проблемы в четырех направлениях – «Предсказание свойств материалов», «Моделирование белков», «Экологическая оценка территорий» и «Моделирование электронных схем». На направлении «Моделирование белков» команды должны были разобраться в механизме работы препарата «Ацикловир», который используется для борьбы с вирусом герпеса, понять, почему со временем вирус становится к нему устойчивым, и предложить варианты разрешения этой проблемы. Методика «Практик будущего» связывает в едином пространстве школьников, представителей бизнеса, образования, науки, которые вместе разрабатывают инструменты изменения реальности, проектируют новые практики будущего, связанные с решением актуальных проблем с помощью новых технологий.Наука и жизнь