Трансанатолийский газопровод выдавливает «Газпром» из Турции

Резкое сокращение импорта российского газа в Турцию в 2019 г. обусловлено сразу несколькими факторами, имеющими как экономический, так и неприкрытый геополитический характер. Пожалуй, можно выделить четыре таких фактора. Рост спроса на сжиженный природный газ (СПГ), что свойственно сегодня не только Турции, но и мировой экономике в целом. По оценкам Shell, глобальный спрос на сжиженный природный газ в 2020 г. может вырасти на 17% или до 384 млн тонн. При этом главным драйвером спроса продолжает оставаться Китай, который, увеличивая удельный вес СПГ в структуре энергопотребления, преследует, помимо всего прочего, цель понижения экологических рисков, в частности сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу. Учитывая то, что Турция продолжает оставаться одним из лидеров по эмиссии парниковых газов в мире, переход на экологически чистый СПГ наряду с развитием возобновляемой энергетики сегодня рассматриваются Анкарой в качестве ключевого вызова на ближайшее десятилетие. То, что на фоне понижения импорта газа из России в Турции растет доля азербайджанского газа, свидетельствует о намерении Анкары всяческим образом поддержать проект "Южного газового коридора" и, в частности, Трансанатолийского газопровода (TAP). Последний, как известно, нацелен на обеспечение выхода не только азербайджанского, но и среднеазиатского газа (из Казахстана и Туркменистана) на европейский рынок через территорию Турции. При этом, учитывая весьма скромную пропускную способность коридора (до 10 млрд кубм в год) и, следовательно, его низкий диверсификационный потенциал для европейского рынка, Турция, поддерживая поставки по данному маршруту, выступает в качестве основного потребителя поступаемого по нему газа. Поэтому следует ожидать устойчивого роста импорта газа с азербайджанских месторождений в Турцию и в последующие годы. Начавшийся в 2017 г., однако не завершенный процесс ухода "Газпрома" с внутреннего рынка Турции повлек за собой судебные разбирательства одновременно с несколькими турецкими компаниями, желающими сохранить применяемую на протяжении последних лет скидку в 10% и отмененную после сбитого российского Су-24. Вопрос скидки не решается также на уровне лидеров стран, что не может не повлиять на изменение структуры импорта газа в Турцию. При этом желание "Газпрома" остаться на турецком рынке всего лишь в качестве экспортера вполне логично и вписывается в нынешнюю маркетинговую политику компании. В 2018 г. в Турции началась рецессия, в результате чего уже в 2019 г. ВВП Турции сократился на 3%. На потребление газа повлияла также девальвация турецкой лиры к доллару (на 30% в 2018 г., около 20% в 2019 г.), которая повышает стоимость импорта газа по номинированным в долларах контрактам. При этом контракт "Газпрома" с турецкой Botas привязан к цене на нефть, рост которой также повысил стоимость российского газа. Важно констатировать, что экспорт "Газпрома" в Турцию падает быстрее, чем спрос на газ.ИА "Реалист"