По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Успехи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику, доценту Высшей школы сценических искусств Павлу РУДНЕВУ (мнения других экспертов читайте в ближайшие дни). 1. Для меня сезон сложился в очень любопытную тенденцию: как молодое поколение начало осваивать условные шестидесятые – послевоенный мировой опыт. Этот опыт (с одной стороны, бунтарский, а, с другой, терапевтический после Второй мировой войны), оказывается восстребованным сегодня как стратегия выживания. В «Барокко» Кирилла Серебренникова и Евгения Кулагина в «Гоголь-центре» обращаются к опыту европейских 1960-х, к философии спонтанности и риска человеческого существования. Артисты «Гоголь-центра» пользуются лозунгом тех лет: «Мы не хотим жить в обществе, где всё нельзя». Вместе с музыкой барокко, в которой переизбыток, насыщенность продиктованы желанием заполнить любую пустоту, артисты утверждают многокрасочность и бескрайнюю пестроту мира, право не допустить мира двуполюсного, черно-белого, серого, выступать против скуки цензурированного, исключающего риск мира. Молодое режиссерское поколение заново открывает Людмилу Петрушевскую, возвращает ей театральные долги и видит в ней ответчицу за весь мучительный XX век. Артисты Центра им. Мейерхольда в спектакле Саши Денисовой по повести Михаила Угарова «Море. И беда в том, что часто это инициатива самих театральных деятелей в угоды желаниям власти. Тенденция последних лет в бизнесе – разукрупнение: не создание синдикатов, а малый бизнес. Театр идет вразрез с законами бизнеса и, к счастью, эту бизнес-тенденцию иногда останавливает. 3. Думаю, что в этом сезоне случилась важная вещь: образование для драматургов пришло внутрь театральных институтов. Мне кажется, это прорыв.Театрал