От маленького до великого: уральский и сибирский мюзиклы на сценах Москвы

«Культура» посмотрела два мюзикла из программы «Золотая маска»-2023 — привезенную из Екатеринбурга «Маленькую серенаду» и «Великого Гэтсби» из Новосибирска — и осталась довольна спектаклями. Ни тот, ни другой наград премии не получил. «Маленькая серенада» Стивена Сондхайма появилась на Бродвее в 1973-м и сразу стала хитом, завоевав славу «идеального мюзикла». До нас шедевр добрался только в ноябре 2021-го, когда его российскую премьеру осуществил Свердловский театр музыкальной комедии (Екатеринбург). Творчество почившего недавно американского классика-патриарха не слишком у нас известно, в то время как в англо-американском мире это не просто мюзикловый стандарт, а его особая грань, свидетельствующая о том, каким неожиданным и разным может быть этот жанр. Но музыка Сондхайма превращает мюзикл в произведение искусства. Не зря в название вынесено наименование моцартовского шедевра. Богатейший мелодизм, тончайшие краски в оркестре, гибкость и хамелеонная переменчивость гармонических ходов, отсутствие привычной мюзикловой «громкости» — это не просто «идеальный мюзикл», но новое слово в мюзикловой эстетике. Оркестр театра под управлением Бориса Нодельмана блистательно озвучивает шедевр, сумев подчеркнуть удивительные качества партитуры. Ушедший от нас в августе прошлого года главный режиссер Свердловской музкомедии Кирилл Стрежнев (мюзикл Сондхайма оказался его последней работой), видимо, тоже был очарован этой красотой, создав спектакль, пропитанный настроениями этой партитуры. Общий результат — спектакль, от которого невозможно оторваться, который затягивает и околдовывает с первой минуты, проносится незаметно и оставляет исключительное послевкусие. Полутона в актерской игре, балансирование между реальным и иррациональным — создают особый аромат и неповторимую атмосферу действа. Однако все равно новинка — мюзикл появился в России только в 2018-м. У «Великого Гэтсби» устойчивый кинематографический ореол — пять экранизаций дают о себе знать: от спектакля ждешь дорогого косплея в стиле ар-деко, опереточных брызг шампанского и обязательного джаза в основе музыкального языка. Новосибирский «Гэтсби» с первых мгновений удивляет тем, что эти ожидания не оправдываются — сценография Елены Вершининой лаконична и функциональна, хотя в ней достаточно размаха и воздуха, чтобы передать атмосферу «беспрецедентной полосы процветания» Америки 20-х; ее же костюмы стильны и просты, хотя определенно аллюзии к ар-деко содержат.Газета Культура