У Армении, как известно, в отличие от ее региональных соседей - Турции и Азербайджана, весьма ограниченные торгово-экономические возможности. На Западе же, особенно в США, умеют считать каждую копеечку своих возможных доходов и убытков. Поэтому-то Республика Армения так малопривлекательна для Штатов, хоть влиятельное армянское лобби обоих американских континентов и пытается доказать обратное, где не попадя, особенно в Белом доме и на Капитолии. Но несмотря на то, что именно в Армении функционирует самое крупное по составу сотрудников и по площади американское посольство, все усилия как армянских властей, так и зарубежного лобби впихнуть Ереван под опеку и защиту Вашингтона остаются практически безуспешными. Но сбрасывать со счетов Армению как проводника своих интересов США не собираются. Напомним, что АНКА был учреждён в 1941 г. в качестве преемника Американского комитета в поддержку независимости Армении - организации армянских националистов, связанных, с Армянской революционной федерацией «Дашнакцутюн», которая выступала против вхождения Армении в состав СССР. Также известно, что АНКА напрямую лоббирует членов Конгресса и каждые два года публично выставляет «оценки» каждому из них по шкале от А+ (выдающийся успех) до F (полный провал) в зависимости от позиций, занимаемых членами Конгресса по важным для американских армян вопросам. Несомненно, американская финансовая помощь Армении и Карабаху, поддержка Армении в её противостоянии с Турцией и Азербайджаном – главные цели армянского лобби. Правда, в 2012-2014 гг. армянскому лобби удалось добиться принятия резолюций, призывающих администрацию США признать «геноцид армян», законодательными собраниями нескольких штатов, тем не менее Белый дом и его союзники продолжили блокировать принятие палатами Конгресса этой резолюции. Буша, просчитавшись и тут - после его победы, что привело к существенному ограничению пространства для маневра армянского лобби в Вашингтоне, а развитие американо-армянских отношений значительно застопорилось. Однако так или иначе, взаимодействие между армянским лобби и Конгрессом играет ключевую роль в обеспечении значительных объёмов финансовой помощи, выделяемой Армении американскими законодателями. С момента признания независимости Армении Штатами - с 1991 г. по 2016 г. Конгресс выделил на финансирование различных программ, связанных с Арменией, около 2 млрд долларов. Между тем, несмотря на то, что американские конгрессмены, посещавшие Карабах, неоднократно обращались к президенту США с предложениями наладить официальное межгосударственное сотрудничество между Вашингтоном и Ханкенди, все эти усилия оказались впустую, поскольку США всегда признавали территориальную целостность Азербайджана, демонстрируя сбалансированный подход к урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Уместно вспомнить и о том, что АНКА, другие армянские лоббисты и их союзники в Конгрессе также не смогли в конце 1990-х - начале 2000-х годов убедить консорциумы нефтегазовых компаний, строивших трубопроводы для поставок углеводородов с азербайджанских месторождений, продолжить их через территорию Армении. Это тоже является показателем трезвой оценки Вашингтоном перспектив сотрудничества с Азербайджаном и заинтересованности в сохранении безопасности в регионе, к чему в отличие от Еревана так стремится Баку. Наглядно подтверждает это и очередная провокация в Конгрессе США, где армянские лоббисты призывали президента Джо Байдена «оказать максимальное давление на президента Азербайджана Ильхама Алиева» из-за якобы продолжающейся «блокады» лачинской дороги. Однако армянский агитпроп упускает из виду очень важную деталь: наличие антиазербайджанского и антитурецкого фактора в Конгрессе США не отражается на политике официального Вашингтона в отношении Баку и Анкары, к каким бы манипуляциям не прибегало армянское лобби.Caliber.Az