Covid-19 нанес тяжелейший удар по мировой гражданской авиации

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), авиакомпании за период пандемии потеряли 370 миллиардов долларов. Мировые авиаперевозки сократились на 60-70%, снизившись с 4,8 миллиарда до 1,8 миллиарда пассажиров за год. По оценке руководителя европейской консалтинговой фирмы Aviation TNT Ксавье Тительмана, только европейские авиакомпании теряли в 2020 году около 8 миллиардов долларов в месяц. Улучшения ситуации не предвидится в скором будущем, поскольку эпидемиологическая ситуация в Европе и США остается сложной, ожидается «третья волна» эпидемии. Президент Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) Александр де Жуниак считает, что 2021 год будет чрезвычайно тяжелым для мировой гражданской авиации в том числе потому, что продолжится кризис мировой туристической отрасли. По мере того, как страны усиливают ограничения на поездки в связи с новыми мутациями коронавируса, падает пассажирский спрос. По данным Всемирной туристской организации NWTO, только за первые десять месяцев 2020 года объем международного туризма сократился на 900 миллионов человек, что в десять раз превысило объем потерь в посткризисном 2009 году. Государства продолжают вливать громадные деньги в сектор гражданской авиации — с начала эпидемии они уже выделили на эти цели 160 миллиардов долларов. В условиях перехода переговоров и конференций на видеоформат авиакомпании лишились большого контингента командировочных, которые летали бизнес-классом и давали значительную долю прибыли. Чтобы избежать банкротства, авиакомпании приступили к массовым увольнениям: 36 тысяч человек уволила «Юнайтед эйрлайнз» (United Airlines), 25 тысяч — «Америкэн эйрлайнз» (American Airlines), 22 тысячи — «Люфтганза» (Lufthansa), 20 тысяч — «Эйр Кэнэда» (Air Canada), 20 тысяч — «Бритиш эйруэйз» (British Airways), 12 тысяч — «Эйр Франс-Кей-эл-эм» (Air France-KLM), 4,5 тысяч — «Изиджет» (Easyjet) и так далее. Кроме того, на грани краха оказалась вся инфраструктура, обслуживающая гражданскую авиацию: так, парижские аэропорты приостановили строительство новых терминалов на сумму от 7 до 9 миллиардов евро. Авиастроительная корпорация «Эйрбас» практически не получала новых заказов в 2020 году из-за того, что ввиду резкого спада воздушного трафика авиакомпании отказываются от закупок новых самолетов. Как отмечает французское издание «Капитал» (Capital), на фоне мирового кризиса гражданской авиации есть одно большое исключение — Китай. Специалисты напоминают, что после финансового кризиса 2008 года уровень пассажирских авиаперевозок был восстановлен лишь семь лет спустя — в 2014 году. Работа на удалении, видеоконференции, отказ от полетов по соображениям безопасности, а также кризис мирового туризма ввиду элементарной нехватки денежных средств у населения будут негативно отражаться на спросе. Как отметил Александр де Жуниак, грузоперевозки меньше связаны с эпидемиологическими ограничениями и потому переживают кризис не так тяжело, как пассажирская отрасль.ИноСМИ