Опубликованная в февральском номере журнала «Урал» за 2020 год небольшая повесть Романа Сенчина «Петля» весьма примечательна. В наше время мало кто из писателей откликается прямо на текущую политику, вообще на современные события. Мне уже доводилось как-то заметить в Facebook, что в наше время литература не выполняет функции осмысления происходящего. Вспомним, как по свежим следам писал «Конармию» Бабель, Шолохов – «Донские рассказы», а затем – «Тихий Дон». А сегодня? С первой или второй чеченской войной? Да уже и афганская война, на мой взгляд, не была осмыслена в литературе, о ней не появилось произведений, которые хоть как-то можно было сопоставить с книгами о Великой Отечественной. Впрочем, следует заметить ради точности, что и другие виды искусства не спешат представлять свое видение современности. Думается, что массмедиа, а теперь и соцсети с блогами убили саму мысль о том, что литература, или кино, или живопись способны (или обязаны) отражать/осмыслять текущую жизнь. Роман Сенчин опровергает это суждение. Его проза – высочайшей пробы, но она не академична, не заумна, писатель не уходит в фантастику или сказку. «Петля» – повесть о настоящем. В мае 2018 года медийное пространство потрясло известие об убийстве писателя Аркадия Бабченко, политического эмигранта в Киеве. Это происшествие и легло в основу сюжета «Петли». Сенчин подробно и изобретательно, психологически достоверно воссоздает зловещую атмосферу, которая окружает приговоренного к «смерти». У повести – говорящее название. Вот эту-то эволюцию героя – от первых шагов на литературном поприще со своими чеченскими рассказами до шутовства в интернете – и следовало бы отразить, на мой взгляд, в повести.Независимая газета