Каждый ребёнок имеет право на образование

В Камышинском районе создаются условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Главная роль в этом процессе принадлежит Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). Перед началом нового учебного года, 2023-2024, состоялось традиционное ежегодное заседание районной ТПМПК, на котором комплексно были обследованы 14 детей в возрасте от 7 до 16 лет, в том числе с нарушением зрения, задержкой психического развития и умственной отсталостью различной степени. Всем обследованным комиссией были рекомендованы индивидуальные образовательные маршруты – на основе имеющихся адаптированных программ с учётом особенностей каждого ребёнка и уровня его развития. В числе общих тенденций, на которые каждый год обращают внимание наши специалисты ТПМПК, — это растущее число детей с ОВЗ, особенно с умственной отсталостью. На этом фоне роль психолого-медико-педагогической комиссии возрастает в разы, буквально становясь спасательным кругом как для самого ребёнка, переживающего, помимо проблем со здоровьем, тяжелейший стресс, так и для его родителей. Перейти на адаптированную программу, оставаясь в классе либо выбрав для себя надомное обучение, получать квалифицированную помощь и сопровождение соответствующих специалистов-педагогов, — эти и другие меры, рекомендованные ТПМПК, не дадут ребёнку замкнуться в себе, позволят ему продолжить социализацию, пройти необходимый образовательный курс и, если позволит здоровье, получить специальность и трудоустроиться. Помимо инклюзивных классов, где школьники с ОВЗ занимаются по индивидуальным программам, но вместе с остальными учениками, на базе 7-й и 31-й петроввальских школ созданы и отдельные, коррекционные классы для воспитанников «Солнечного дома», которые имеют глубокую умственную отсталость, осложнённую множественными сопутствующими заболеваниями. Для оценки динамики развития учеников, занимающихся в инклюзивных классах, в школах созданы психолого-педагогические консилиумы. Работа ПМПК не исчерпывается обследованием детей и вынесением соответствующего заключения. Специалисты комиссии, куда входят врач-психиатр, дефектолог, психолог, логопед (а при необходимости могут быть включены и другие специалисты), оказывают консультативную помощь родителям: могут объяснить особенности развития ребёнка, дать рекомендации по оптимальным условиям его обучения и воспитания, необходимые направления коррекционно-развивающей помощи. Направить «домашнего» ребёнка на комплексное обследование комиссией могут его родители (законные представители), а также педагоги образовательных организаций или наблюдающие врачи. Однако записать на ТПМПК могут только родители: при непременном присутствии родителей проводится и само обследование. В Волгоградской области проходит декада специалистов психолого-педагогического сопровождения, приуроченная к профессиональному празднику логопедов, дефектологов и психологов. Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляют 538 учителей-логопедов, 161 учитель-дефектолог и 504 педагога-психолога. Ежегодно проводятся областные конкурсы «Учитель-дефектолог года» и «Лучший педагог-психолог», направленные на профессиональный рост специалистов и оттачивание мастерства, выявление и распространение передового педагогического опыта, связанного с коррекционно-развивающим сопровождением, демонстрацию возможностей инновационных педагогических технологий и новых форм работы с особенными детьми. Методическую поддержку специалистов осуществляют региональные методические объединения учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов-психологов, тьюторов, а также 12 ресурсных центров инклюзивного образования и комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития.pressa-uezd.ru