«Пираты» Красного моря: нефтяной компас попутал берега

В последнее время ситуация на рынке нефти то и дело напоминала сюжет голливудского фильма "Пираты Карибского моря", и не только бурными событиями, разворачивающимися в Красном море, но и отсутствием ориентиров в отношении будущих цен на "черное золото", очень напоминающих сломанный компас капитана Джека Воробья. Даже такие авторитетные организации, как ОПЕК и МЭА, чьих оценок рынок ожидал в качестве "маяка", способного сориентировать игроков в море нефти, на этот раз не сошлись в своих оценках. Так, ОПЕК в январе сохранила свой прогноз по росту мирового спроса на нефть в 2024 году на 2,2 млн баррелей в сутки с по сравнению с 2023 годом, что должно довести спрос на "черное золото" до 104,36 млн баррелей в сутки в 2024 году на фоне ожиданий роста потребления в Азии и на Ближнем Востоке. Вместе с тем картель понизил прогноз роста предложения от стран вне ОПЕК в 2024 году на 100 тыс. баррелей в сутки, до 1,2 млн баррелей в сутки. Это предполагает объем предложения в абсолютном выражении на уровне 70,4 млн баррелей в сутки. В свою очередь МЭА ожидает более заметного замедления роста глобального спроса — на 1,24 млн баррелей в сутки с по сравнению с 2023 годом, до 102,96 млн баррелей в сутки на фоне повышения эффективности автопарка, роста "чистых источников энергии" и прекращения активного восстановления мировой экономики после пандемии. При этом МЭА прогнозирует увеличение мирового предложения нефти на 1,5 млн баррелей в сутки, до нового максимума в 103,5 млн баррелей в сутки, что предполагает профицит предложения на рынке, который будет оказывать давление на стоимость "черного золота". Чего можно ожидать в случае возникновения прогнозируемого МЭА профицита на нефтяном рынке и, соответственно, сохранения более низких цен на нефть? Не исключено, что в такой ситуации крупным покупателем на нефтяном рынке могут стать США, поскольку стратегические запасы нефти в Америке остаются на минимальных значениях с 1980-х годов после того, как в 2022 году Штаты провели несколько внушительных раундов по выпуску нефти из своих резервов, чтобы сбалансировать рынок и сгладить ценовые скачки. Тем не менее два месяца хаоса в Красном море привели к изменению путей международной торговли и удорожанию стоимости перевозок — траффик через Суэцкий канал сократился на 50% с конца декабря 2023 года, а ставки морского фрахта из Северной Европы в Азию через канал выросли для танкеров в 4 раза за то же время. Это могло бы способствовать росту цен на нефть, но замедление темпов потребления энергоресурсов в сочетании с ростом предложения со стороны стран, которые не входят в состав ОПЕК, нивелирует удорожание транспортировки и удлинение сроков поставки. Собственно, ранее в январе Саудовская Аравия уменьшила отпускные цены на Arab Light для покупателей из Азии на $1,5-2 за баррель до уровня, который был последний раз в ноябре 2021 года. И если верить данным Vortexa, то за последние шесть месяцев российская нефть занимала до 20% экспорта Китая, а саудовская — 15%. Однако за два последних месяца российский экспорт сократился примерно до 18%, а доля Саудовской Аравии на рынке увеличилась примерно до 16%. То есть абсолютно нет никакого экономического смысла двум дружественным государствам конкурировать друг с другом в размере скидки для Азии, когда Саудовской Аравии гораздо выгоднее поставлять нефть в Европу, даже если вокруг Африки, чтобы избежать рисков транспортировки через Суэцкий канал.ПРАЙМ