Электронное правительство в Таджикистане: шаг вперёд, два назад?

30-летняя Махина недавно ходила сдавать анализы в одной из частных лабораторий столицы. Здесь её обрадовали: «Оставьте, пожалуйста, свой электронный адрес и мы вышлем вам результаты на почту. Эта у нас новая услуга», - сообщила лаборантка. Но, новая услуга «умерла» так и не зародившись. «Извините, из-за слабой скорости интернета, мы не могли открыть почту, чтобы отправить вам э-мейл», - днём позже сообщила Махине всё та же лаборантка. Новая организация в старой проблеме Впервые в Таджикистане фраза «электронное правительство» прозвучала ещё в 2003 году в «Государственной стратегии информационно-коммуникационных технологий для развития Республики Таджикистан». В 2011 году была принята Концепция формирования электронного правительства в Республике Таджикистан (2012 – 2020гг). Через 6 лет - в 2017 году был разработан законопроект «О Государственных услугах», но он до сих пор не принят. Об электронном правительстве также указывается и в стратегии развития Таджикистана до 2030 года. Недавно правительство Таджикистана поручило «Минэкономразвития» разработать Концепцию цифровой экономики и внедрения цифровых технологий в социально-экономических отраслях. Также, в зимнее время года Таджикистан сталкивается с энерголимитом, что сводит распространение электронного правительства к нулю. - Наша миссия состоит в том, чтобы создать цифровой Таджикистан, а цель состоит в том, чтобы к 2030 году в Таджикистане было 15 миллионов, как иностранных, так и национальных цифровых резидентов, и что бы все услуги, которые предоставляют государственные структуры, мы могли бы предоставлять в цифровом формате, - отметила она. Но, что касается направления электронного правительства для граждан, когда госорганы непосредственно предоставляют услуги населению, здесь сдвигов мало. - Все это частично у нас есть, но в направлении электронного правительства для граждан это все промежуточные шаги для того, чтобы и государственные органы и граждане имели переходной период. Главная цель - это предоставление персонализированных услуг, когда гражданин 24 часа в сутки и 7 дней в неделю имеет возможность получать услуги через использование цифровых технологий. Он просто заказывает себе паспорт, там же из личного кабинета оплачивает госпошлину, и через определённое время по почте или личным посещением в паспортный стол получает свой новый паспор Вначале нужно создать реестр данных - Но это не так просто: для того, чтобы гражданин получал персонализированную электронную услугу необходимо, чтобы создавались первичные электронные реестры данных, - отмечает специалист. Этот Единый реестр также дает уникальный идентификационный номер, и личный кабинет соответственно. Адресный реестр, который будет необходим, чтобы привязать прописку и место жительство граждан, и при возможности это можно изменить электронно, - говорит специалист. Далее, по его словам, Служба связи обязана создать единое хранилище цифровых подписей для обращений. Закон об обращении граждан в Таджикистане в электронных обращениях признает только электронно-цифровую подпись, другие электронные подписи нельзя использовать.ИА Asia-Plus