«Худшему человеку на свете» не просто рукоплещут критики: его номинировали на «Оскар» в номинациях «Лучший зарубежный фильм» и «Лучший оригинальный сценарий», а актриса Ренате Реинсве получила за роль в нем приз в Каннах. Кинокритик Алиса Таежная рассказывает, почему это воздушное и при этом неповерхностное кино о взрослении так своевременно, хоть и несвойственно новым временам. Ответственность и подражание «В моих героях есть амбиции или несостоявшиеся амбиции, неуверенность в жизненной цели и переживания из-за больших ожиданий», — описывает Йоаким Триер свою фильмографию, говоря в том числе и о героине «Худшего человека на свете». Из последних интервью очевидно, что героиня этого фильма Юлия — его любимица, главный плод авторского воображения и наступившей зрелости. Только с возрастом становится понятно, какую дурную шутку со взрослеющими людьми играют надежды и идеалы: Триер шутит, что все встает на свои места ретроспективно, когда мы оглядываемся назад. Юлии под 30, и ее юность дана в фильме крупными мазками. «Худшего человека на свете» можно раскритиковать за то, что саму Юлию плоховато видно за ее избранниками, но Триер находит этому объяснение: как ни крути, именно партнеры помогают нам расти и именно на них мы ориентируемся, определяя себя. Человек учится, наблюдая и подражая, — и Юлия пытается мимикрировать под двоих главных мужчин своей жизни, принимая их выбор. По словам Триера, Юлия «не может разобраться в различиях вымышленного и реального»: родителям положено быть принимающими, любимому человеку — дышать и мыслить в унисон, профессии — захватывать, а самой жизни — быть легкой и безболезненной. Отсюда норвежская идиома «худший человек на свете»: Юлия не делает ничего по-настоящему непорядочного, но посыпает голову пеплом за то, что не считает себя состоявшейся. Если мы считаем «худшим человеком на свете» себя, когда что-то идет вразрез с надеждами, то с общественным мировоззрением точно что-то не так. «У кого-то жемчуг мелкий, у кого-то щи пусты»: Юлию и правда можно назвать худшим человеком на свете за то, что она не ценит все шансы. Кино, свободное от рамок «Худший человек на свете» буквально светится: мягкими оттенками кинопленки, улыбкой Ренате Реинсве, светлыми улицами и интерьерами Осло — любимого города режиссера. Но с виду спонтанный «Худший человек на свете» на самом деле досконально отрепетирован, чтобы актеры чувствовали режиссерскую поддержку и могли проявить себя. Но «Худший человек на свете» освободил ее и изменил отношение к актерской игре. В эпоху конфликтов и черно-белых категорий «Худший человек на свете» учит избегать слов «лучший» и «худший» и предлагает вглядеться в суть того, что значит быть человеком.Forbes