Найти в Дзене
Этапы развития музыкальной интонации и ритма
Ученые предполагают, что развитие музыкальной ИНТОНАЦИИ человечества произошло в несколько этапов: – имитация звуков природы (звукоподражание); – рождение качественно новой интонации, связанной с осознанием высотной определенности звукотона (повторение одного звука с минимальными отступлениями от него вверх и вниз); – интонационное творчество (появление напевов, в основе которых лежит многократное повторение двух или трехъзвучных интонаций); - формирование зафиксированных, закрепленных сознанием...
2 года назад
МАГИЯ в первобытном искусстве
ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, что зарождение искусства произошло в эпохе верхнего палеолита, когда складываются родовые отношения, появляется изобразительная деятельность, рождаются первые религиозные воззрения: Сегодня мы воспринимаем наскальные изображения – петроглифы - как художественный образ. ОДНАКО, для древнего человека это было средство общения с миром и воздействия на мир (посредством изобразительной, пантомимической, подражательной, звукоподражательной, интонационной форм деятельности). Веря, что эти...
2 года назад
КАК возник РОМАНТИЗМ в культуре?
ПОЧЕМУ? Романтизм рождается в обстановке глубочайшего разочарования... Разочарование касалось идеалов разума, которые были провозглашены предыдущим художественным направлением - классицизмом. Прошедшая Французская буржуазная революция, главными идеями которой были "Свобода. Равенство. Братство", не принесла ожидаемых результатов. Спустя непродолжительное время к власти приходит Наполеон (один из тех, кто участвовал в революции) и всё, против чего боролись, вернулось на круги своя: фактически вернулся император и власть церкви...
2 года назад
Музыка в культуре первобытного общества: пути изучения
Проблема происхождения музыки является органичной частью общей проблемы происхождения художественной культуры и искусства (видом которого является музыка), их древнейших форм бытования. Она обсуждается учеными всего мира на протяжении многих столетий. Наши знания о жизненном укладе, духовной культуре, художественном творчестве первобытной эпохи в значительной степени гипотетичны, ибо достоверных данных о раннем этапе развития человеческой общества необычайно мало. Считается, что музыка также возникла...
2 года назад
Вечер кинобалетов Матса Эка: жизнь как путь, путь как жизнь
"Место" (The Place)... Когда Матс Эк задумал эту постановку для Барышникова, великий артист уже разменял седьмой десяток(!). А его партнерше - Анне Лагуне исполнилось 55. Балет совершенно переворачивает взгляд на танец, как на искусство, доступное лишь молодому телу. Через пластику и ритм танцоры рассказали невероятно трогательную и вместе с тем печальную историю о жизни артиста за пределами славы и оваций, когда сцена перестает быть главным местом, и центром жизни становится дом и близкие люди. А символами дома - ковер и стол...
2 года назад
Музыкальная теория и эстетика античности (ч.2): как греки понимали гармонию
Одно из центральных понятий греческой эстетики - "армония" (греч. ἁρμόζω)- универсальная категория, обозначающая согласие, слаженность целого, которая рождается от сочетания противоположных по качеству сущностей, совершенство. Однако существовала и музыкальная трактовка этого термина: отрезок мелодического звукоряда в объеме октавы, состоящий из двух раздельных тетрахордов. Также музыкальную гармонию понимали как совокупность звуков разной высоты, но звучащих одновременно (то есть то, что сегодня называется созвучие)...
2 года назад
Музыкальная теория и эстетика античности (ч.1): музыка в трудах Платона и Аристотеля
Ни об одном искусстве в Греции так много не писали, так охотно не рассуждали, как о музыке, о ее воспитательном назначении, о ее теоретических основах. При этом многие античные высказывания о музыкальном искусстве носили по преимуществу либо этико-прикладной, либо формально-теоретический характер. С одной стороны, из многочисленных свидетельств литературы и изобразительных искусств можно заключить, что музыка занимала очень большое место в жизни древних греков, с другой же - сами суждения о ней...
2 года назад
На чем играли музыканты античности (ч.2)
Самым распространенным духовым инструментом Др.Греции был авлос (греч. "трубка"). Главная часть инструмента - трубка цилиндрической формы (часто две). Она могла быть разной длины и диаметра. Изготавливались авлосы из тростника, лотоса, веток лавра, рогов животных, самшита и даже меди. Первоначально было 3-4 отверстия, позднее их количество достигало 15. На верхнем конце крепился мундштук с тростью (либо одинарной, либо двойной). В А Ж Н О: Авлодия начинает развиваться одновременно с кифародией...
2 года назад
Музыкальные инструменты античности: зачем греки рисовали глаза на лироподобных инструментах? (ч.1)
В Древней Греции самым популярным и доступным инструментом была лира - струнный щипковый инструмент. Звуковым ящиком архаической лиры служил панцирь черепахи. Позднее он стал изготавливаться из дерева. Сбоку крепились две ручки (сначала для них использовались рога диких козлов, затем дерево), которые соединялись деревянной перекладиной. Струны крепились с одной стороны на перекладине, с другой - на небольшой дощечке в нижней части звукового ящика. Струны (хорды) делались из бычьих или бараньих кишок, либо из сухожилий козлов...
2 года назад
Музыка и мифология: сколько все-таки было муз в Греции и причем тут Гомер?
Древнейшая эпоха музыкального развития связывалась в греческих преданиях с именем мифического сатира Марсия, который вступил в музыкальное состязание с Аполлоном, победил его, и тем самым вызвал его гнев. Этому сюжету посвящено немало произведений искусства более поздних периодов европейской культуры. Самым известным мифом, отсылающим к давней эпохе, является миф о певце Орфее, сыне фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Слово "музыка" произошло от имени богини Музы, покровительницы искусств...
2 года назад
Музыкальные жанры Древней Греции
Важнейшим свойством культуры Древней Греции (вне которого ее почти не воспринимали современники и соответственно не сможем понять мы), является существование музыки в синкретическом единении с другими искусствами. Музыка проникла во все сферы жизни древнего грека (религия, быт, гражданские и военные события, личные чувства и переживания), и была неотделима от них. Жанры были подчинены определенной сфере, в которой они бытовали, вбирая характерные черты. Спондей - инструментальная, а также вокальная,...
2 года назад
Музыка античности: почему мы ее не знаем?
В отличие от других видов искусства музыка античного мира не оставила в истории сколько-нибудь равноценного им творческого наследия. Если памятники скульптуры и архитектуры представляют лучшие достижения античности, а гомеровский эпос, древнегреческая трагедия и создания крупнейших греческих и римских поэтов являются в своем роде классическими образцами античной культуры, то памятники музыкального искусства этого этапа цивилизации поистине бессильны перед ними. Это первые в истории европейской культуры попытки записи мелодий, которые дошли до нас...
2 года назад