Хорошо известен тот факт, насколько сильным ощущали нервное напряжение американцы в процессе просмотра ими же созданного фильма – «Кошмар на улице Вязов». Так вот, примерно такой же кошмарный сон теперь становится реальностью для США, судя по отчётам разведывательных служб этой страны на субмарины Китая и Северной Кореи. Ниже представлен материал, фактически демонстрирующий ту самую отчётность. Что же интригующего и одновременно спиритического несёт миру новая американская сага 2022 года? Посмотрим.
Субмарины Китая и Северной Кореи спиритическая сага
Согласно полученным американской разведкой сведениям, Китай стабильно наращивает глобальное присутствие в районах, имеющих решающее значение для интересов Америки и государств-членов НАТО. Поэтому альянсу следовало бы обратить внимание на вызов китайских подводных лодок. Более того, программы Северной Кореи по созданию ядерного оружия и субмарин остаются актуальными в плане морского сдерживания, направленного против Соединенных Штатов. И это несмотря на недавний грозный боевой поход флота США к берегам Северной Кореи.
Подобно правительству России, по мнению американских стратегов, китайское правительство также выглядит непрозрачно (дословно), когда речь заходит о военной стратегии, программах, бюджете. По оценкам разведки США, только в 2018 году Китай потратил более $165 млрд., значительная часть которых ушла на инвестиции в сфере обороны.
В контексте американского отчёта Пентагона вполне понятно - Вооружённые силы Китая уделяют значительное внимание совершенствованию подводного флота страны, проведению исследований, исполнению передовых разработок для будущих субмарин.
Современное состояние флота китайских субмарин
На текущий момент Китай имеет в наличии 59 подводных лодок (действующих и резервных). Это количество субмарин разделяется условно на следующие виды:
- стратегические подводные лодки (2 единицы),
- атомные субмарины (6 единиц),
- дизель-электрические тактические (18 единиц),
- дизель-электрические с баллистическими ракетами (1 единица).
Все представленные списком субмарины Китая менее эффективны по сравнению с российскими аналогами. Но китайцы демонстрируют значительные успехи по технологическому развитию в этом направлении. Два ключевых фактора объясняют внимание Китая к модернизации подводных лодок.
1. Руководство КПК считает, что средства ядерного сдерживания на море пока что не дают надёжной возможности нанесения второго удара.
2. Инвестиции значительных ресурсов в создание тактических субмарин с целью укрепить стратегию A2/AD, чтобы удержать США за пределами Первой цепи островов.
Американские эксперты констатируют – субмарины Китая, включая стратегические лодки, создают куда больше шумов, чем высокотехнологичные подводные лодки США и России. Стратегические подводные лодки Китая характеризуются более шумными конструкциями даже по сравнению с российскими субмаринами «Delta III», разработанными в 1970-х годах. Согласно донесениям разведчиков, субмарины Китая на два поколения отстают от современных российских подводных лодок стратегического назначения. Но Китай уже начал (2020 год) строительство стратегических подводных лодок следующего поколения (серия 096).
Субмарины Китая заявленная дальность боя
Помимо высоких уровней шумов, китайские стратегические субмарины не обеспечивают требуемой дальности действия баллистических ракет морского базирования (JL-2). То есть Китай не способен поразить континентальную часть Соединенных Штатов в данный момент. Для достижения этой цели, китайским подводным лодкам придётся сначала прорваться через Первую цепь островов с выходом в Тихий океан. Правда, сейчас китайские инженеры разрабатывают следующее поколение ракет (JL-3). Если верить американским разведданным, эти ракеты смогут поражать цели на расстоянии 9000 километров.
Тем не менее, даже эта заявленная убойная дальность всё равно меньше значений, которые демонстрируют лучшие американские и российские ядерные ракеты морского базирования. Так что рискует попасть под китайский обстрел только часть континентальной части Соединённых Штатов.
Тактические подводные лодки Китая, по мнению американских разведчиков, также демонстрируют развитие быстрыми темпами, как по размерности, так и по возможностям боя. Субмарины Китая тактического назначения, оснащённые атомными двигателями, оцениваются, однако, более шумными судами, чем лодки стратегического назначения. Тем не менее, новая дизель-электрическая подводная лодка класса «Юань» дополнена инновационной технологией подавления шума. Корабль обладает воздушно-независимой силовой установкой, которую российские инженеры не в состоянии разработать до сего дня.
Инвестировать в технологии и остаться в живых
Китайские власти вкладывают значительные средства в технологии. Цели очевидны - сделать субмарины более живучими, в первую очередь, за счёт снижения шума, применив водомётные двигатели и высокотемпературные ядерные реакторы с газовым охлаждением. Следует отметить прогресс китайцев и в области подводных коммуникаций. Эта область долгое время оставалась слаборазвитой. Судя по всему, китайский военно-морской флот освоил-таки технику связи подводных лодок на сверхнизких частотах. Этой технологией обладали (на 2018 год) только США и России.
Кроме того, китайские специалисты, как показывают результаты разведки, активно работают над созданием низкочастотной, воздушной спутниковой связи. Другие китайские исследования и разработки включают работу над квантовыми датчиками обнаружения подводных лодок. Китайцы научились измерять магнитные поля, создавать приложения искусственного интеллекта для подводных лодок и морские автономные беспилотные транспортные средства.
Военные эксперты США утверждают: нынешняя стратегия Китая в отношении подводных лодок отражает концепцию бастиона, аналогичную той, что практиковал Советский Союз времён 1970-1980-х годов. Однако Поднебесной приходится сталкиваться с географическими ограничениями, в отличие от Советского Союза. Так, баллистические ракеты морского базирования китайского производства ограничены по дальности боя. Китайские прибрежные воды очень шумные, что позволяет подлодкам противника (США) легко скрываться от обнаружения в моменты преследования китайских стратегических субмарин.
Это одна из причин, которая заставляет китайцев вкладывать значительные средства в развитие противолодочной обороны, включая системы гидролокации морского дна, к примеру, в Индийском океане. Похоже, китайская армия также готовит подводные силы к проведению в будущем операций в Арктике. Если в Арктике появятся китайские стратегические подводные лодки, время подлёта ракет до побережья США сократится в 3,5 раза.
Субмарины Северной Кореи американским анализатором
Северная Корея обладает одним из крупнейших в мире подводных флотов. По оценкам исследовательского центра разведки США, эта «страна-изгой» имеет на вооружении более восьмидесяти тактических подводных лодок. Однако большинство северокорейских субмарин - это конструкции относительно небольшой величины. Такие подлодки не в состоянии уходить далеко от Корейского полуострова, тем более, учитывая географические препятствия и противолодочные средства Америки. Очевидный факт - субмарины Северной Кореи далеки в развитии от передовых подводных лодок США.
Тем не менее, существует северокорейская Программа совершенства подводных лодок класса «Sinpo» («Gorae»), вооружённых баллистическими ракетами. Программой предполагается создание мощных стратегических подводных сил страны. Единственная существующая подводная лодка класса «Gorae» («Sinpo-B») применяется корейцами в качестве платформы для испытаний баллистических ракет морского базирования. Однако неспособность корейских субмарин «Gorae» оставаться под водой более нескольких дней без всплытия, явно ограничивает возможности корейцев.
О надёжном средстве ядерного сдерживания второго удара здесь говорить не приходится. Поэтому с точки зрения американских спецслужб, крайне маловероятно, что Северной Корее удастся развернуть армаду субмарин «Gorae» в качестве реально боевой системы страны. Между тем, военной промышленностью Северной Кореи, похоже, осваивается разработка новой подводной лодки класса «Sinpo-C» с баллистическими ракетами на борту. По оценкам разведки, класс «Sinpo-C» отмечается параметром водоизмещения более 2000 тонн. Ширина судна достигает 11 метров. Рождается самая большая субмарина ВМС Северной Кореи.
Но даже если класс «Sinpo-C» покажет миру самую жизнеспособную стратегическую подводную лодку, военно-морскому флоту Северной Кореи потребуется несколько подводных лодок такого класса, вооружённых ядерным оружием. Только армада способна обеспечить надёжное и живучее средство ядерного сдерживания морского базирования. Учитывая стратегическую ценность такого рода субмарин, американские аналитики считают, северокорейская милитаризация не прекратится. Действительно, летом 2019 года разведка сообщила, что Ким Чен Ын лично проинспектировал вновь построенную подводную лодку. Агенты спецслужб США уверены – инспектировалась субмарина класса «Sinpo-C».
На этом фоне отметились также сообщения разведчиков о разработке северокорейской баллистической ракеты морского базирования «Pukkuksong-1» («KN-11»). Как отмечается, дальность боя системы достигает 1200 километров. Начиная с 2014 года, спецслужбами зафиксированы шесть испытательных пусков новой ракеты. Спецслужбы США, однако, уверены - предстоит устранить ещё массу технических проблем, прежде чем северокорейская ракета «Pukkuksong-1» станет полностью боеспособной системой. Чьих именно проблем – американских спецслужб или северокорейских разработчиков, этот момент не уточняется.
По материалам: IISS